Носков Юрий

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КРУГ

ГЛАВА 1. КОЛОВРАТ

ОБРАЗЫ КОЛОВРАТА В КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИИ

В заключение описания календаря стоит ещё раз напомнить, что столь привычное сейчас деление года на месяцы и недели существует с исторической точки зрения совсем недавно. Такое деление вначале использовалось в основном лишь в церковной среде, а народ жил по своим издревле заведенным ритмам, определяемым хозяйственным укладом. Это и позволило распознать подзабытые смыслы и символы. В предыдущих статьях описаны календарные периоды и праздники, а также соответствующие им духовные образы, но стоит сказать несколько слов и о календаре как едином целом.

Календарная символика и языческий пантеон в целом находит отражение в оформлении одежды, предметов быта, архитектуре. И конечно же в устном и изобразительном творчестве. Очень образно языческий пантеон с его смысловой календарной привязкой представлен в сказке "Братья месяцы", где круг богов у костра (символа солнца) решает помочь героине добыть подснежники. Если сделать поправку на то, что деление года на двенадцать месяцев есть всего лишь более поздняя интерпретация, и в круге должно быть восемь богов, то во всём остальном сказка очень точно передает родную мировоззренческую систему. В том числе и то, что на Святки каждый день посвящён одному из богов, то есть как бы весь год проходит за этот период.

В 1900 году, когда в России шло обсуждение замены юлианского календаря более совершенным, И. Андреевым был предложен проект "Естественного календаря", базирующегося на языческой традиции. По нему начало года - 22 декабря, 90-й день - начало весны, 183-й - лета, 276-й - осени. 46-й - середина зимы, 137-й - середина весны, 229-й - середина лета, 321-й - середина осени. Это предложение не утратило актуальности и в наши дни.

Символику Коловрата непосредственно отражает вид языческих святилищ, устраиваемых под открытым небом. Раскопки археологов показывают, что они имели форму цветка о восьми лепестках. Это символизировало образ Сварги на земле. В центре святилища ставился кап (идол) при наличии здесь захоронения, это означало человека в окружении богов. Такое святилище становилось капищем. Стоит отметить, что капы (чуры) - это образы предков, чаще всего используемые как обереги границ и меж. И лишь при очень примитивной интерпретации традиции они отождествлялись с богами.

В более общем виде языческие святилища имеют, как правило, вид двух вложенных кругов. Внутренний круг святилища (капище), обычно отделённый валом, затем пространство для сбора людей и общей трапезы - требище, также с внешней стороны ограниченное валом. Всё вместе в точности повторяет общую форму Коловрата. Примером может служить раскопанное археологами Ржавинское святилище в Черновицкой области.

Городища в форме двух вложенных кругов уходят в глубокую древность нашего родного культурного ареала. Такой вид имеет и открытое поселение Аркаим в Челябинской области, датируемое специалистами II тысячелетием до н.э. Планировка городов по двухкольцевой схеме широко распространена. Внутри детинец со своей оборонительной стеной, затем основная территория города также огороженная стеной. Наша столица Москва, имеет такую же кольцевую схему. Всё это бесспорно связано с общими представлениями об окружающем мире.

В 1967 г. у с. Войскового (близ Ненасытецкого порога Днепра) был обнаружен сосуд Черняховского времени. В оформлении он имеет кольцо из 16 отдельных клейм, с чередованием косых крестов (знак солнца) с заштрихованными прямоугольниками (женские знаки), что в точности соответствует общей структуре описанного здесь календаря.

Мир нашей родной веры это некоторый освещённый и освящённый круг, некоторая поляна жизни. При этом человек оказывается окружённым силами, участвующими в его жизни, с которыми необходимо выстроить определенные отношения, или, правильнее сказать, выстраивать отношения по поводу некоторых вполне реально существующих явлений духовной и природной жизни, отождествляемых с богами и богинями. Силы эти носят в целом обережный характер. Дети и старики в центре круга, а те, кому по силам, стерегут границу, хранят традицию и служат высшим духовным смыслам (богам и богиням).

В силу деятельности или по другим причинам для каждого язычника отдельные божества оказываются более близкими, но при этом не забываются и другие. Влияние же враждебных сил (вражеские нападения, стихийные бедствия, болезни и т.д.), без описания которых мировоззренческая система неполна, в языческой системе координат находятся за пределами духовного обережного круга и никакие договоры с ними недопустимы, необходимо лишь крепить обережную силу круга и прибегать к защите богов, богинь, духов предков и других родных обережных сил. Немалую роль в этом играют обереги, большинство из них связаны с конкретными богами или богинями, но есть и комплексные, отражающие полный обережный круг. Это либо мужской оберег "Сварга", либо женский оберег "Корогод", возможны и совмещённые варианты.

На территории России использование таких оберегов прослеживается со времён Каменного века. Например, при раскопках палеолитической стоянки Сунгирь близ Владимира (бассейн реки Клязьмы) были найдены солярные диски из бивня мамонта аналогичного вида.

Очень интересное совпадение с древнерусским календарём можно видеть на гербе СССР. Здесь имеется обережный круг из 16 элементов - 15 ленточек, соответствующих республикам, и звезды в верхней части круга. Причём ленточка, соответствующая России, расположена в позиции Коляды, то есть обозначает основу и опору. Совпадение наблюдается и для пятиконечной звезды в позиции Купалы. Дело в том, что Купала в круге богов именно пятый. Так что пятиконечная звезда, несущая в себе гармонию золотого сечения, как нельзя лучше отражает календарный период максимальных творческих сил природы. Сомнительно, что такая символика была выбрана специально. Тем поразительнее совпадение или, правильнее сказать, проявление глубинной традиции.

Современный российский герб также выполнен по общей структуре Сварги: верхняя корона, две головы орла, два крыла, две лапы со скипетром и державой, хвост. А из истории известно, что были на гербе ранее еще и восемь наложенных гербов городов. Наш герб - это тоже оберег, причем уже для всей страны.

Изображение Сварги можно встретить не только в виде замкнутого колеса с восемью спицами, но и в виде колеса с разрывами. И тут имеются два варианта - или дуги-хвостики в одну сторону от концов спиц или в другую. Собственно в обоих случаях Сварга вращается по часовой стрелке. А два варианта отражают две традиции. По первой календарный период открывается праздничным днём, а во втором случае праздник наоборот завершает календарный период. Разница невелика, так как солнечные праздники в любом случае являются границами календарных переходов.

Образ Сварги остался и в православии. Восьмеричное колесо встречается под куполами храмов, например, в Архангельском соборе Кремля, где захоронены Рюриковичи. На старых иконах можно видеть два взаимно повернутых квадрата, это также остатки Сварги. Пока ещё православие было православием (до раскола), люди понимали, что иконы отображают небо. А два квадрата здесь характерный пример подмены. От косого креста Сварги берёт своё начало и Андреевский флаг: линии Ярила - Сварог, Перун - Семаргл.

От Сварги берёт начало и православный восьмиконечный крест. Боги на время уснули, Сварга накренилась и спицей Коляды, отвечающего за твердь, коснулась земли. Перекосило её при этом сильно. Тем не менее на некоторых крестах у основания на церквях сохранился ещё кусочек обода Сварги, только вот внутри церквей махровым цветом белены разрослась иноземная технология выпаса двуногих баранов в человечьем обличье. И на захоронениях восьмиконечные кресты, как антенны, устремленные в небо, имеют вполне языческий смысл, отражая одну из двух распространенных издревле традиций. Хотя, конечно же, кремация для язычника более предпочтительна. И традиция креститься у православных также имеет языческое происхождение и вполне понятный смысл - обращения к обережной силе солнечного круга, так как крест всегда был солнечным символом. Из истории известна древняя языческая традиция нанесения крестообразного знака на хлеб (хлеб крестить), как приобщение его к солнцу. Летописи доносят до нас средневековые поучения церковников против таких действий.

Изображение Корогода широко распространено до сих пор в женском рукоделии, во всей красе он представлен на гербах и флагах Поволжских республик, его можно увидеть на боевой рубке атомного подводного крейсера "Карелия" и так далее.

При описании календарных периодов, богов и богинь им покровительствующих, имеются указания на их связь с именами. Какие-то из них происходят непосредственно от имён богов и богинь, какие-то имеют однозначную смысловую связь, закреплённую традицией. Но здесь необходимо отметить, что пантеон богов обладает полнотой описания действительности, то есть максимальным кругозором в самом прямом этимологическом значении этого слова, поэтому любое имя, как мужское так и женское, в том числе и заимствованные, каждый его носитель может вполне по смыслу сам отнести к тому или иному богу или богине.

В нашей культурной традиции подмечено, что день рождения (определенный период года, бог или богиня им соответствующие), место рождения накладывают свой отпечаток на судьбу человека. Существенное значение здесь имеет и имя, которое в былые времена могло ещё и меняться с возрастом (как говорится, как корабль назовёшь, так он и поплывёт). Всё это (и не только) служит базовыми элементами широко распространённых ранее гадательных практик. В некотором смысле отслеживание и трактовку таких зависимостей в нашей родной системе координат можно назвать космологией, где космосом является сама культурная среда. Эта тема ещё ждёт своих вдумчивых исследователей. Кроме того стоит отметить, что любые предсказательные системы, выполненные в определенных системах координат, имеют смысл лишь для людей, живущих в этих системах координат. Соответственно астрология, изобретённая халдеями Ближнего Востока, имеет смысл и значение лишь для людей, живущих под небом с их звездной картиной над головой и, соответственно, для их культурной среды.

Космический образ нашей родной культуры на небесном своде - это Млечный путь, именно там находится Ирий, именно туда попадает дух человека, достойно прошедшего жизненный путь. А, соответственно, небесный образ Млечного пути (Ирия) на земле является заветная земля - Беловодье (образ земного рая), сказочная земля, где текут молочные реки средь кисельных берегов. Хотя и сейчас можно встретить в России населённые пункты с таким названием. И, если Гиперборея понятие духовно-смысловое, то есть общность людей духа, то Беловодье это не только сказочный образ, но и образ, к которому стоит стремиться в организации обыденной жизни.

Каждый, для кого русский язык родной, кто своими корнями уходит в историю нашей родной земли, сам сможет при желании отыскать путь в Беловодье, а кому этого мало, то и в Гиперборею. И пусть Коловрат для них станет в этом надежным путеводителем.