Носков Юрий

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КРУГ

ГЛАВА 1. КОЛОВРАТ

ДЕДЫ

Бежит, бежит времечко, крутится Коло Сварожье. Вот и пришло время рассказать о следующем языческом боге колеса мироздания - Свароге (Стрые, Стрибоге, Позвизде) и соответствующем ему празднике - Сварожье (Деды).

В начале ноября, согласно природной народной вере, Велес передаёт бразды правления следующему богу Сварги - Сварогу. Начинается календарный период, известный в народе как Кузьминки, длящийся до солнцеворота на Коляду. Сварог олицетворяет ещё и соответствующий период в жизни мужчины - умудрённую жизненным опытом старость.

Зачастую Сварога отождествляют с другим важнейшим языческим понятием - Сваргой. И это имеет под собой основание, так как он один из восьми богов, которые и образуют Сваргу - божественный небесный круг, а самих богов поэтому называют Сварожичами. Изображается она в виде колеса с восемью спицами. Смысл слова "сварга" легко понять из близкого русскому языку санскрита, где "svar" - это и "небо", и "солнце", и "солнечный свет", а "га", как и в русском языке, "движение". То есть Сварга - это небесное движение или движение солнечного света. Все боги Сварги равновелики и действуют в рамках своей стихии духа весь год, но у каждого в году есть период, когда он становится главным.

Нет в круге никакой иерархии. Сварог лишь замыкает круг, сковывает его, он трубящий рог неба, порождающий ветер. Сварог отражает старшую часть года и старшую часть жизненного круга, отсюда и его второе имя - Стрибог или Стрый, что значит старый.

Чтобы наглядно показать суть круга богов (Сварги) и роль в этом круге бога Сварога, поставим в соответствие каждому из богов один из цветов: Коляда - красный, Семаргл - оранжевый, Даждьбог - жёлтый, Ярила - зелёный, Купала - голубой, Перун - синий, Велес - фиолетовый, Сварог - белый или седой, цвет удалённого источника света, когда его цвет невозможно различить. Все восемь цветов, соответствующих богам, это цвета света, в данном случае духовного света русской мифологии. А чёрный это не цвет - это отсутствие света (отсутствие богов), отсутствие духовности.

Перед нашими предками звездное небо в его годовом вращении представало в виде огромного рога с вершиной в районе Полярной звезды, отсюда и "рог" в имени Сварога.

Имеется у Сварога-Стрибога и мифическая сказочная птица Стратим, самая могучая птица русской мифологии, всем птицам птица. Обитает она посреди моря-океана. Стоит ему встрепенуться, и налетает буря. Он же способен укротить шторм, а на ночь прячет под крыло солнце, чтобы утром вновь подарить его миру. Поутру возвещает о начале нового дня, и по его знаку по всей земле начинают петь петухи.

Пётр Бутурлин так передаёт стихию и норов русского повелителя ветров:

СТРИБОГ

Есть черная скала средь моря-океана:

Там Стрибог властвует, и внуков-бегунов

Он шлет оттуда к нам с дождями для лугов,

С грозою, с вьюгами, с покровами тумана...

Тот вторит хохоту Перуна-великана,

А этот голосит тоскливей бедных вдов;

От рева старшего гудит вся глушь лесов,

А песни младшего нежней, чем песнь Баяна...

Но на своей скале в равнине голубой

Горюет старый дед, взирая вдаль сурово:

Могучие уста закованы судьбой...

А лишь дохнул бы он! - летели бы дубравы,

Как в летний день в степи летит сухой ковыль,

И от высоких гор стояла б только пыль.

Предания доносят до нас, что некогда Сварог подарил людям кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо, ковать оружие и железные плуги. До этого они пользовались деревянными и каменными орудиями. Сварог, кроме того установил самые первые законы, в частности, велел каждому мужчине иметь только одну жену, а женщине - одного мужа. Время, когда это произошло, называют Эрой Сварога.

Образ Сварога отождествляется непременно не только с небом в целом, но и со стихией ветра. Сразу вспоминаются Пушкинские строки:

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе...

В образе ветра в русских сказках и дошёл до нас Стрибог-Сварог. А в поэтических строках "Слова о полку Игореве" ветры названы Стрибожьими внуками, что веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы.

Природной же птицей-вестником Сварога является петух. Он считается вещей птицей, способной противостоять нечистой силе. Другая важная обязанность голосистого вестника - счёт времени. Николай Заболоцкий так передаёт нам его образ в своём стихотворении "Петухи поют":

На сараях, на банях, на гумнах

Свежий ветер вздувает верхи.

Изливаются в возгласах трубных

Звездочеты ночей - петухи.

Нет, не бьют эти птицы баклуши,

Начиная торжественный зов!

Я сравнил бы их темные души

С циферблатами древних часов...

Очень образно и с глубочайшим пониманием русской мифологии отразил обережную суть птицы-охранительницы Александр Пушкин в "Сказке о золотом петушке":

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит: "Кири-ку-ку.

Царствуй, лежа на боку!"

Сварогу посвящён праздник Сварожье (Деды), который приходится на начало ноября. Главное событие праздника - встреча родственников. Само время года, когда осенние работы закончены, а зимние ещё не начаты, всемерно этому способствует. Когда родственники встречаются, то это и повод вспомнить предков, с чем и связано одно из названий праздника - Осенние Деды.

Существует в народе устойчивая вера, что дyши yмеpших могyт невидимо для людей пpилетать и напоминать о себе. Дедов специально пpиглашают посетить это семейное тоpжество. Им заранее топят баню, оставляют часть pитyальной еды.

Центром праздника является совместная трапеза, с поминанием предков и прославлением за чашей с хмельным мёдом Бога Сварога. С праздником связана также традиция свадебного сговора - просят у Сварога свадебку сковать.

Праздник зачинает календарный период Кузьминок, неизменно связанных каким-то образом с курами. Об этом напоминает многое, например, молодёжь могла уворовать курицу и это прощалось. Осталось множество сёл с названием Куроедово. Об этом курином периоде напоминает и камень-оберег с дыркой - куриный бог. Да и у Бабы Яги избушка-то на курьих ножках. Однако ритуальный смысл всей этой обрядности пока разгадать полностью не удалось.

Церковные служители русских языческих богов заменяли своими иноземными персонажами, а праздники похожими с другим смысловым наполнением. Так и Сварог (Стрибог) в церковной символике заменялся архангелом Михаилом. А праздник стал подменяться Дмитровской (родительской) субботой (26 октября по старому стилю) в день Дмитрия Солунского (в его честь получил имя Дмитрий Донской). Обоснованием здесь было вроде как отправление поминок по погибшим на Куликовом поле. Этого им показалось мало и на 4 ноября (22 октября по старому стилю) Михаилом Романовым установлен ещё и день Казанской Божьей матери под предлогом очищения Москвы от поляков.

В храмовом комплексе Московского кремля особое место занимает Архангельский собор, посвящён он архангелу Михаилу, то есть в языческой системе координат - Сварогу. Это усыпальница Рюриковичей. Под куполом храма можно и сейчас увидеть символическое восьмилучевое колесо Сварги.

Сварог, как покровитель ветра, оставил серьёзные следы в истории страны. Так в 1612 году поднявшийся народ во главе с Мининым и Пожарским взял Кремль 7 ноября, тем самым не позволив обрушить российскую государственность. И в 1917 году социалистическая революция породила такой вихрь перемен, что кардинально изменила жизнь не только России, но и всего мира.

Присутствует Сварог под именем Стрибог и в пантеоне князя Владимира при реформе 980 - 988 годов. Можно вспомнить также и Аттилу, объединившего огромную территорию от Урала до Рима. На его флагах также был крест, но не христианский, а тенгри. Этот культ Неба, перекликается с образами Сварога и Сварги, да иначе и не могло быть, истоки коренных народов нашей цивилизации переплетены многократно не только в виде межплеменных (межнациональных) браков, но и на мировоззренческом уровне. И всегда находились люди, которые не забывали своих корней. Это о них пишет Николай Гумилев:

В чащах, в болотах огромных,

У оловянной реки,

В срубах мохнатых и темных

Странные есть мужики.

Выйдет такой в бездорожье,

Где разбежался ковыль;

Слушает крики Стрибожьи,

Чуя старинную быль.

Само по себе русское язычество это в первую очередь особая неиерархическая система координат. Любое природное или социальное явление, как из седой старины, так и из современности можно всегда описать в символах и образах этого родного для нас культурного поля.

* * *

Общинами Свароге в настоящее время являются люди, не утратившие способности за частностями видеть общее. Кроме того разведчики, они и праздник свой неслучайно празднуют 5 ноября и, как от ветра, никакие секреты от них не скроются во благо безопасности родной земли и мира в целом. Также без покровительства Властелина ветров не может обойтись ни один моряк. Самыми же важными общинами Сварога выступают объединения людей из реальной политики.

Было время, когда наши родные Боги уснули, мир нашей культуры просел, уступив первенство иноземным смыслам. Но на смену ночи всегда приходит утро, и праздник Сварога хороший повод напомнить о возрождении родных традиций.

А завершить сказ о Свароге хочется словами из песни Василия Лебедева-Кумача:

Спой нам, ветер, про славу и смелость,

Про ученых, героев, бойцов,

Чтоб сердце загорелось,

Чтоб каждому хотелось

Догнать и перегнать отцов!