Носков Юрий

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КРУГ

ГЛАВА 1. КОЛОВРАТ

ПОКРОВ

Бежит, бежит времечко, продвигается Земля Матушка по своему извечному кругу вокруг Друга Милого - Красно Солнышка, подставляя под его живительные лучи то один свой бочок, то другой. Вот и пришло время рассказать о следующей русской языческой Богине - Макоше и соответствующем ей празднике - Покрове (Макошье).

Богиня Макошь - покровительница домашнего гнёздышка и домашнего благополучия в целом, богиня, научившая женщин всевозможному рукоделию. Макошь, как, собственно, и все другие богини, отражает определенный возраст женщины, когда дети уже выросли, появился жизненный опыт и силы не только собственное хозяйство держать, но и молодежь поучить уму разуму.

Богиня Макошь вместе с Велесом покровительствуют календарному периоду от осеннего равноденствия до праздника Деды, делящего астрономическую осень пополам, период этот в народе известен как Покров. Если на небе с этого момента вступает в свои права Велес, то на земле полноправной хозяйкой становится богиня Макошь. Само название "Покров" происходит от слов "покрывать", "устилать" и точно отражает период, отмеченный в природе активным листопадом, а на большей территории нашей страны ещё и первыми снегопадами. Это также период осенних свадеб, в связи с чем хорошо известны такие высказывания как: "Матушка Покров, землю покрой снежком, а меня молоду женишком!" или "Матушка Покров, покрой мою голову платком!" (замужним женщинам не полагалось ходить без платка).

Слово "ма-кошь" дословно можно трактовать как "женское счастье". В русских словах смыслоформа "ма" - это женщина. А "кошь" имеет двойственное значение, с одной стороны это "жребий" как доставшаяся доля, а с другой стороны, это нечто, говорящее о достатке ("кошуля" - плетеные ёмкости для зерна, "кошёлка" - чтобы за продуктами ходить, "кошель" - для денег и так далее).

Одним из атрибутов Богини служит рог изобилия, олицетворявший понятие счастливой судьбы и земного обилия. Такое изображение богини, например, присутствует на Збручском идоле.

Считается, что Макошь помогает женщинам в ведении домашнего хозяйства, особенно, в рукоделии. Она невидимая пряха, руководящая женскими работами.

Изображение Макоши широко распространено в вышивках. Как правило её изображают вместе с Лелей и Ладой - большая женская фигура в центре и две поменьше, по краям.

В стародавние времена культ Макоши был широко распространён, о чём говорит множество дошедших церковных поучений против неё. Макошь единственная из языческих богинь входила в пантеон князя Владимира. Кумир её стоял в Киеве рядом с образами Перуна и других божеств.

С внедрением христианства, кроме поучений и запретов, образ Макоши начинает заменяться искажёнными её подобиями - Софией и Параскевой Пятницей. Кроме того в церковную доктрину была введена божья матерь, день рождения которой был установлен на осеннее равноденствие, то есть на время вступления Макоши в правление на земле.

София (Софья) отождествляется с премудростью. Это греческое имя происходит от слова "сова" и вполне соответствует по смыслу спутнице Велеса. Широко известны храмы Святой Софии в Киеве и Новгороде, построенные как прообразы Византийской Софии. В киевской Софии и фрески с изображением пряхи Параскевы пятницы присутствуют. С эпохи двоеверия в русском языке существует присловье: "Три сестры - Вера, Надежда, Любовь и мать их София". Если посмотреть на языческий календарь (круг богинь) и выделить прямой крест праздников - Коляда, Жаворонки, Купала, Овсень, то мы увидим, что имена соответствуют по смыслу этим праздникам, то есть богиням, принимающим в это время бразды правления.

Но в широкой народной среде образ Софии не прижился и Макошь стала подменяться Параскевой Пятницей с переносом на неё всех обязанностей богини. И само имя (Пятница) ей досталось от Макоши, так как этот день недели был посвящён ей. Существовало множество пятничных часовен, много икон и идолообразных скульптурных изображений. В Новгороде Великом церковь Пятницы на Торгу построена в 1207 году. На рубеже XII и XIII веков церковь Пятницы на Торгу возведена в Чернигове. В Москве в Охотном ряду также существовала церковь Пятницы.

Пятница - тоже пряха, тоже следит за всеми женскими работами. Она требует неукоснительного повиновения и запрещает женщинам работать в посвященный ей день - в пятницу. Наши предки молились Параскеве как и Макоши о всяком благополучии и счастье домашнем.

На обывательском уровне существует и упрощённая мировоззренческая система в виде: отец - Небо, мать - Сыра Земля. В этом случае Мать Земля также зачастую отождествляется с Макошью, вбирая в себя обязанности всех богинь. Аналогичная ситуация и с культом тэнгри, который был широко распространён среди кочевых народов, живших ранее на территории нашей страны, Казахстана, Киргизии. В тенгри аналогом Макоши выступает Умай.

Праздник, посвящённый Макоши, - Покров, приходится на конец октября. Праздник этот женский. В этот день женщины чествуют Макошь, хвастаются друг перед другом своими шитьём и вышиванием. Вот одно из праздничных приветствий:

Хозяйка, открывай двери!

Стоят гости на твоем дворе.

Открывай двери все тесовые,

Стели дорожки новые.

Пришли к тебе гости светлые,

До тебя пришла Макошь-матушка.

Дарует тебе как матушка,

В изенку идет закутную,

Открывает ларцы малеванные,

В один кладет ткань тонкопрядную,

В другой кладет белое полотно,

В третий кладет доброе сукно.

Известен из истории ритуально-магический обряд, приуроченный к празднику Макоши - тканье "обыденной пелены" (ткётся в один день). Девушки коллективно проделывали в один день годичный цикл работ: теребили лён, пряли, ткали, белили. Холстина посвящалась Макоши.

После праздника начинался период женских зимних работ. Сельскохозяйственные работы закончены, переходили к рукоделию, прядению, вязанию, шитью, вышиванию. С этого же времени начинаются молодёжные посиделки (вечёрки, супрядки), как правило, у одной из хозяек, которая и выполняла роль служительницы Макоши. Во время посиделок рукоделие совмещалось с песнями, сказками и загадки, которые девушки загадывали парням; зачастую работа перемежалась играми и танцами. К таким же работам-забавам относились и капустники, на которых рубка капусты совмещалась с шутками и прибаутками. До сих пор известно слово "капустник", как шуточное представление на злобу дня.

* * *

Если говорить о современности, то в обязанности богини Макоши входит не только помощь в делах хозяйкам, но и покровительство коммунальному хозяйству в целом.

Также старые традиции организации осенне-зимнего досуга молодежи, совмещённые с приобретением полезных навыков, вполне могут быть востребованы и сегодня при продуманной организационной помощи со стороны работников культуры под чутким покровительством Макоши.