Носков Юрий

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КРУГ

ГЛАВА 1. КОЛОВРАТ

ОВСЕНЬ

Бежит, бежит времечко, крутится Коло Сварожье. Вот и пришло время рассказать о следующем языческом боге колеса мироздания - Велесе и соответствующем ему празднике - Овсене (Таусене, Осенинах, Богаче).

На осеннее равноденствие Перун Громовержец передаёт бразды правления миром следующему языческому богу - Велесу. Летний цикл закончен, урожай собран, пришла пора оценивать результаты и начинать подготовку к зиме.

Осеннее равноденствие открывает календарный период, известный в народе как Покров. Вместе с Велесом в это время вступает в свои права и богиня Макошь, о которой речь пойдёт при описании следующего праздника.

Велес, как и другие боги Сварги, олицетворяет ещё и соответствующий период в жизни мужчины - когда приходит мудрость осознания действительности. Велес - это бог мудрости и покровитель достатка. Стоит особо отметить - именно достатка (от слова достаточно), а не богатства.

Имя Велеса созвучно словам "велеть", "повелевать", "великий". А второе название Бога - Волос, однокоренное со словами "воля", "владеть", "власть", "волосатый". Но, пожалуй, наиболее точно передаёт смысл непосредственное прочтение имени "ве" - "лес". Так как смыслоформа "ве" в русских словах означает "знания", отсюда, например, "веда" - дающая знания, то слово "Велес" непосредственно означает "лес знаний", "знающий лес", "вещий лес".

Фольклорная традиция связывает с Велесом птицу филина, именно поэтому он в наших сказках такой мудрый.

Культ Велеса в глубине веков отождествляется в первую очередь с охотниками-добытчиками, оттуда берёт своё начало и эпитет "волоховатый" и тесная связь с культом медведя - хозяина леса. Шкура медведя была также обязательным атрибутом волхвов Велеса. Hеолитические следы медвежьего кyльта обнаpyжены y села Волосова, фатьяновского типа pитyальный топоp с головой медведя был найден в центpе гоpода Ростова. Медвежья лапа, носившая название "скотьего бога", вывешивалась вплоть до XX века подмосковными кpестьянами во двоpах в качестве оберега.

В сказочном фольклоре Велес появляется обычно как старичок-лесовичок, к которому герой обращается за советом. А в белорусской традиции Велес более известен под именем Белун. Он также проверяет нравственные качества героев и тех из них, кто выдерживает испытание ждёт награда.

Вслед за христианскими сочинителями, всячески очерняющими Велеса, в литературе закрепился и ещё один "эпитет" Велеса - "скотий" Бог. Исторически это связано с восприятием западными писателями русского язычества по аналогии с тем, что распространён был в Европе. Так в кельтском языке "scot", "scotti" - означает "деньги", "богатство". Отсюда же и древнерусское слово "скотница", что значит "казна". Поэтому и не удивительно, что иностранцы, знакомясь с верованиями наших предков, могли вполне Велеса так называть. Другое дело, что русским, особенно тем из них, кто не только умеет разговаривать, но и понимает смысл русских слов, нет смысла без необходимости использовать иностранные понятия. К тому же здесь стоит особо отметить, что отношение наших предков к письменности было явно скептическим. Русский язык весьма точно это запечатлел - слово "писа'ть" и такое же слово с другим ударением имеют явную связь, хотя и трудно сейчас судить какое из них от какого произошло.

С именем Велеса связаны два широко распространенных русских мужских имени - Владимир и Василий. Русское имя Владимир - дословно "владеющий миром". Тот же смысл несёт в себе и пришедшее от греков (из Византии) имя Василий - "властелин".

Являясь Богом мудрости, Велес в стародавние времена был покровителем охотников и торгового люда, которым и в опасном промысле, и в дороге, и при торге приходилось больше полагаться на свой ум и мудрость, чем на силу. Отсюда и появилась его обывательская трактовка как Бога богатства.

Так как в годовом круге смены времён года Велес сменяет Перуна, то предания сохранили легенду о извечном соперничестве этих высокочтимых богов. Это соперничество переносилось и на мир людей, если дружинники при заключении договоров клялись Перуном, то торговый люд - своим покровителем - Велесом. Это соперничество не за первенство, всего лишь различных видов деятельности, двух взаимодополняющих точек зрения на действительность.

Поэт и дипломат Пётр Бутурлин, активно развивавший языческую тему, так нам передает образ Велеса:

ВЕЛЕС

Я - Велес, мирный бог. Меж спящих стад дозором

Незримый я хожу, чтоб отвращать недуг

И чары хитрых ведьм, пока дымится луг

И звезды ночь пестрят серебряным узором.

Когда исчезла мгла перед Даждьбожьим взором,

Там рею ветерком, где человека друг,

Спокойный, добрый вол, влачит тяжелый плуг, -

И доблестным его любуюсь я позором.

Иль от коров порой я пастуха маню

Под зыбкий свод ветвей - и тихо запою...

Он думает: над ним листва шумит лесная;

Но песенки мои таинственной мечтой

В душе его звенят, и он поет, не зная...

И вещие слова хранит народ родной.

Очень точно отражена сфера ответственности Велеса и автором "Слова о полку Игореве". Сказитель, воспевающий Мстислава Тмутараканского и Ярослава Мудрого, назван здесь не только вещим, но и внуком Велеса.

Чи ли въспети было

вещей Бояне, Велесовь внуче...

В круге богов Велес занимает равноправное положение с другими богами, имея свою сферу как духовной, так и житейской ответственности, и он не менее светлый бог чем Ярила или Даждьбог, то есть такой же Сварожич. Разница лишь в том, что стихия Велеса - навь, невидимый (неощущаемый чувствами) мир. Этот мир не "тот свет", он здесь вокруг нас, но для его восприятия недостаточно наблюдательности, нужны ещё и знания, и понимание. Если же говорить современным научным языком, то Велес ответственен за проявление в нашем феноменальном мире (яви) мира нуменального (нави), непроявленного. Нуменальный мир, тем не менее так же реален и оказывает серьёзное воздействие на мир явлений. Именно с этими вопросами и связаны различные направления мистики, в том числе и языческой. Примером нави, понятной широкому кругу читателей, могут служить радиоволны, их не видно и запаха у них нет, но люди научились их воспринимать и использовать. Поэтому Велес и сопоставляется с ночью и звёздным небом. День - это когда одна из звёзд (Солнце) рядом, многие же звёзды видны лишь ночью. Это имеет смысл как в астрономии, так и в жизни. А на звёздном небе у Велеса имеется и своё созвездие - Плеяды, носящие также название Волосынь. Иногда в литературе можно встретить и сопоставление Велеса с месяцем, пасущим звёздные стада.

Если Перуну посвящали могучие дубы, то с Велесом всегда связывали священные камни. А самыми почитаемыми были те, что упали с неба - метеориты.

Древняя история не сохранила какого-либо изображения Велеса, что по всей видимости как раз отражает его сферу ответственности - невидимый мир. Зато нашёлся человек в наше время, который с гениальной точностью передал суть русского Бога Мудрости. Это Константин Васильев и его картина "Человек с филином". Кто изображён на картине? Может быть сам Велес, а может быть волхв, постигший суть мироздания. Можно написать сотни философских трактатов, можно написать тысячи книг и комментарий к ним, они всё равно не смогут передать всего того, что несёт эта одна картины, в ней в спрессованной выверенной форме запечатлены мысли о мире и человеке в нём миллионов размышляющих людей на протяжении тысячелетий. Лучшего изображения Велеса трудно себе представить. Родом Константин Васильев из Татарстана, так что вот какие образы напоминают об истинных корнях Волжской Булгарии.

Происхождение культа Велеса явно имеет охотничье начало. Сама деятельность во многом способствовала приобщению к мудрости и отслеживанию взаимозависимостей безбрежных лесов, а ночи под звёздным небом у костра замыкали земную жизнь с движением небесных светил. Отсюда же и тесная связь волхвов Велеса с медведем - хозяином леса. Именно поэтому Велес более известен по всему Русскому Северу, где встречаются камни, посвящённые этому богу, где имеются легенды о его святилищах. В Ростове идол его не был повержен до XII в. В Новгороде было большое количество "молебищ" Велесу, одна из улиц города носила название Волосовой, на ней стоял кумир Волосов, а впоследствии воздвигнута была церковь святого Власия. В Переславле-Залесском ещё при царе Василии Шуйском находился "Волосов камень". Во владимирской истории сохранилась память о Волосе в наименовании стоявшего на возвышенности, над рекою Каличкою, Волосова Никольского монастыря. По преданию Никольский монастырь воздвигнут был на месте уничтоженного языческого капища, посвященного богу Волосу. Есть много сёл, гор, валунов, оврагов, рек и озёр, связанных с именем Велеса. Есть сёла Власовичи, Волосовичи, Волосово, Велец, река Волхов, озеро Велес и другие.

В Киеве во времена князя Владимира кумир Велеса находился на Подоле (так называлась прилегающая к Днепру нижняя часть города, где останавливались ладьи новгородцев, кривичей и где был торг) и пользовался большой популярностью. А когда князь начал эксперименты в 980 году по созданию на базе части языческого пантеона иерархии с Перуном во главе, то Велес туда не попал. И это не удивительно. Если Перун в то время был главным Киевским божеством, то Велес наиболее почитался в Новгороде. И это был спор не только двух богов, но и двух главных городов Руси за главенство. Кроме того настоящие волхвы Велеса - Бога Мудрости, как носители северной лесной традиции, в бредовой иерархической затее участвовать никак не могли. К тому же в то время в Киеве культ Велеса, северный по своему происхождению, настолько выродился, что иногда стал отождествляться с шинкарями и ростовщиками. Очень образно и эмоционально отношение между Горой и Подолом в те времена передаёт Игорь Кобзев в своём сказе "Падение Перуна". Связано это было в первую очередь с наследием Хазарии, после разгрома которой Святославом, её оставшиеся религиозные деятели оказались в зоне притяжения Киева. Это потом Ярослав Мудрый отлавливал их и выселял с Руси. Именно отголоски хазарского влияния и попытки использования образа Велеса как антипода Перуна в примитивной чёрно-белой схеме стали причиной такого к нему отношения в княжеской среде. Аналогичное хазарское влияние прослеживается и в мордовском язычестве, где был выпячен Чам Пас как главный однобог, а Веле Пас (то же что и русский Велес) был объявлен его антиподом.

Здесь стоит обратить внимание, что, начиная с Повести временных лет, в литературе о языческой реформе князя Владимира закрепилось утверждение о языческом пантеоне из пяти богов и богини Макошь. Забывают, что Велес так и оставался стоять на Подоле. То есть пантеон Владимира состоял из семи богов. Это, по всей видимости, было связано с первыми шагами по введению календарной недели и настоящими заказчиками реформы Владимира. Об этом говорит и связь отдельных дней недели с богами, например, четверг с Перуном, пятница - с Макошью.

Любопытно и дальнейшее развитие событий. Когда через несколько лет князь Владимир ударился в другую крайность, то есть перешёл к внедрению православия. Он при крещении взял имя Василий. Это в совокупности с именем от рождения в языческой системе координат означает как раз выбор в качестве покровителя Велеса (Велес подменялся Власием). С тех пор многие языческие тайны спрятались до поры до времени внутри православия. А в споре между Перуном и Велесом за доминирование в государственном управлении победил Ярила, хотя и задрапированный иноземной символикой.

А вот жрецы заморского культа начали планомерную борьбу с Велесом, и ему досталось, пожалуй, больше всех русских богов. Это и понятно - кто, как не русский Бог Мудрости, мог стоять на их пути, слишком уважаемый был Бог. Атака шла по трём направлениям. Во-первых, был введён иноземный святой с похожим именем Власий, и на месте капищ Велеса стали появляться храмы Власия. Во-вторых, введение линейного летоисчисления, понятия начала года, месячного и недельного деления нарушало естественную природную систему координат. В-третьих, используя соперничество Перуна и Велеса, началось отождествление Велеса со Змеем (Чернобогом). И процесс дискредитации Велеса длился сотни лет.

Тем не менее, до сих пор легенды доносят до нас, что Перун всё же побеждает Змея, освобождает Богов и народ от чар змеиных. Но победить он может лишь при поддержке Велеса, который способен направить секиру Громовержца. А первым шагом для этого конечно же является восстановление естественного природного календарного цикла.

День осеннего равноденствия - это начало осени, окончание всех полевых работ, хлебосольный праздник урожая - Овсень. Осень встречают достойно, без закличек, сама приходит. Период же до этого дня - Бабье лето, оно наступало после осеннего сева, когда выпадал небольшой период отдыха, было что поставить в это время на стол, да и в природе наступало осеннее потепление. После праздника начинается календарный период, называемый Покров.

День этот (21 сентября) оказался отмечен в нашей истории - именно на это время приходится Куликовская битва 1380 года, которая стала знаковой вехой в становлении Государства Российского.

Иноземная церковь, ведя борьбу против русской веры и русских традиций, не оставила без внимания и Овсень. Существовавшее длительное время (до 1700 года) начало нового года 1 сентября (Семёнов день, Семён летопроводец) сместило на этот день атрибутику праздника, в первую очередь по самому главному вопросу - окончанию лета.

Овсень - праздник урожая. Поэтому к нему приурочены осенние ярмарки, служащие наилучшим местом представления результатов своих трудов, местом, где можно и себя показать, и людей посмотреть. В этот день осуществлялись расчёты. Важным атрибутом праздника был общий сход (братчина) для решения общественных вопросов. После этого переходили к праздничному угощению, которое готовилось вскладчину - на общий счёт. В этот день на улице ставили столы, чаще всего в форме расположения деревни. Помимо разнообразной еды, на столах размещались рожь, пшеница, овёс, ячмень и другие атрибуты урожая.

В фольклорном смысле считается, что на осеннее равноденствие спать отправляются лешие и медведи, так что на Овсень принято их ритуально провожать.

Непременными участниками праздника были волхвы. Для обывателей праздник это ярмарка и застолье, а для волхвов это время ежегодного сбора и решения своих вопросов. К ним в это время могли обратиться за советами и обыватели.

Велес - покровитель достатка. Но это вовсе не означает, что он податель благ и его нужно как-то задобрить, чтобы он деньжат подбросил. Велес - это духовная инстанция над достатком. Он призван оберегать людей от того, чтобы не стать рабом наживы, от того, чтобы деньги не стали смыслом жизни, что особенно актуально для сферы торговли и финансов. Велес призван побуждать к помощи окружающим, попавшим в трудное положение. Особенно ярко это проявляется в околоисламской традиции народов России. Стоит обратить внимание, что исконно в основе исламской традиции лежит культ метеорита Каабы, что в языческой системе координат конечно же соответствует Велесу.

Велес - это осознание места людей на земле, краткости жизни и мгновенности присутствия человека в этом мире. Такое понимание позволяет совершенно по другому относиться как к себе, так и к окружающим.

Тем или иным образом всё это нашло отражение в нашей родной культуре. Так в Москве о Велесе нам напоминает не только храм Василия Блаженного, но и два мощнейших взаимодополняющих друг друга храмовых комплекса из недавней истории. Один из них это Выставка достижений народного хозяйства, которая отражает сферу житейской ответственности Велеса - бога достатка. А храмовый комплекс Политехнического музея, с его традицией метафизического поиска, ближе всего духовной сути Велеса.

* * *

В рамках языческой системы координат в наше время общинами Велеса являются учёные сообщества (охотники за знаниями), но не бюрократические заведения, а то, что в науке называется "школой", во главе которой есть основоположник или целая плеяда людей духа.

Также к общинам Велеса можно отнести и объединения людей из государственной безопасности, которым в силу своей деятельности приходится вникать во многие невидимые для обывателей процессы. Причём общинами здесь также являются не государственные структуры, а товарищества по духу. Мудрость Велеса, как покровителя, позволяет в этой непростой работе, с одной стороны не потерять голову и не свалиться в мир иллюзий, а с другой стороны не опуститься до примитивного уровня закатывания в асфальт всего непонятного и необычного.

В настоящее время в третье воскресенье сентября празднуют профессиональный праздник работники лесного хозяйства, что также напоминает нам о празднике Велеса.

Храмами же Велеса в наше время являются конечно же библиотеки, это лес знаний, где вместо деревьев книжки. Но и у книг есть листочки. Бесспорно, что и покровителем сети Internet также является Велес.