|
Носков Юрий
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КРУГ
ГЛАВА 1. КОЛОВРАТ
СПОЖИНКИ
Бежит, бежит времечко, продвигается Земля Матушка по своему извечному кругу вокруг Друга Милого - Красно Солнышка, подставляя под его живительные лучи то один свой бочок, то другой. Вот и пришло время рассказать о следующей русской языческой Богине - Перунице (Зарнице, Громнице, Мерцане, Славе) и соответствующем ей празднике - Спожинках (Владычице, Госпожинках, Дожинках).
Богиня Перуница близка Перуну-Громовержцу как календарно, так и по духу. Молния, как природная стихия, наблюдается не только в виде огненного зигзага, на мгновение соединяющего небо и землю, но и в виде верховых сполохов. Вот их и называют зарницами, стожарами или хлебозорами, они и есть стихийный образ Богини. Этот образ олицетворяет её обязанности в деле бережения народа и родной земли. Богиня Перуница вместе с Перуном покровительствуют календарному периоду от Перунова дня, делящего лето пополам, до осеннего равноденствия. Этот период в народе называют Спожинками, то есть периодом сбора урожая. С другой, житейско-обыденной стороны Перуница является Берегиней созревшего урожая и покровительницей женщин - собирательниц земных плодов, с которых собственно и зачалось земледелие, в первую очередь это относится к жницам. Она сама первейшая из жниц. Соответствует этим двум сферам ответственности Богини и её художественное отражение. В первом случае это дева-воительница, зовущая на защиту, и сама встающая в ратный строй. Наиболее ярко эта суть богини нашла отражение в образе Родины-Матери. А с другой стороны образ женщины в венке из колосьев, как заря румяной и в златобагряной одежде, в виде обширного покрова, прикрывающего сзади полголовы, приколотого у груди и простирающегося до земли. Имеет богиня и ещё один образ - Славы, она приносит признание тем, кто послужил родной земле и русскому миру. Память о ней надёжно хранят в своем самоназвании славяне. Если помощницами Лели являются русалки - духи рек, озёр, родников и рощ, то спутницами Перуницы выступают поляницы. Это духи, похожие на русалок, но связанные с полями. Для русского человека земля, на которой он живёт, самое святое на свете. Русский народ, Родина, родная земля - понятия неразделимые и уходят корнями в доисторические времена. Многие поэты и писатели не раз обращались к этому образу. Вот, например, строки Владимира Соловьева: Земля-владычица!К тебе чело склонил я,И сквозь покров благоуханный твойРодного сердца пламень ощутил я,Услышал трепет жизни мировой.Уезжая на чужбину, русские люди брали с собой горсть родной земли, носили её на груди в мешочке, а после их смерти её клали с ними в могилу. Умирая на чужбине, часто завещали похоронить себя непременно на родной земле. А по возвращении с чужбины низко кланялись в первую очередь земле, вставали на колени и целовали её. Земля-заступница даёт человеку силу и могущество, стоит только к ней прикоснуться. Сказочные герои, ударяясь о землю, превращаются в богатырей, обретают силу великую. Одной из самых надёжных на Руси считали клятву, при которой целовали или ели землю. При межевых спорах человек клал себе на голову кусок земли (дёрна) и шёл с ним по меже. Проложенная таким образом граница считалась неприкосновенной; если кто-нибудь решался на обман, то, согласно поверью, земля начинала давить его со страшной тяжестью и принуждала сознаться в подлоге. Наше мировоззрение наполнилось содержанием, впитав любовь народа к родной земле, во многом благодаря своей земледельческой основе, когда начала доминировать идеология крестьянина-землепашца, а богатство России и её народа стало напрямую зависеть от земельных просторов Руси и земли, как главного мерила материального достатка. Перунице соответствует праздник - Владычица. В эту пору, вторую половину августа, земля бывает именинницей. Матушка-земля живая, а Богиня, как стихия человеческого духа ей соответствующая, является её защитницей. Праздник более известен под другими названиями - Спожинки (Госпожинки, Оспожинки, Вспожинки, Дожинки). Приурочен праздник к окончанию жатвы, в это время устраиваются в складчину пиры, ранее варили братское пиво и пекли праздничные пироги из новой муки. Народ веселится, славит землю, богов и свою работу. Церковные служители никак не могли обойти стороной русскую традицию. Они, веками ведя ожесточённую борьбу с русскими народными верованиями, учредили на это время свой праздник - Успения богородицы, подменяя постепенно символы и образы. Сотни лет уборка зерновых серпом была женским и довольно тяжёлым делом. За ночь не успевает разогнуться спина, а с утра - снова на поле с серпом на плече. Потому во время жатвы, да и во время всякой тяжёлой работы, пели. Сами песни не имели какого-то сакрального значения, ритуальной и магической была сама работа под песню. Песня даёт силу и выносливость. Уж вы жнеи, вы жнеи,Мои молодые!Жнеи молодые,Серпы золотые!Уж вы жните, жните,Жните, не ленитесь,А обжавши нивку,Пейте, веселитесь!Цель жатвенных обрядов и связанных с ними песен - отблагодарить "матушку землю", кормилицу за долгожданный урожай, с помощью магических действий вернуть земле плодородие и тем самым обеспечить будущий урожай, вернуть жницам затраченные во время жатвы силы. По окончании жатвы начинаются обряды дожинок. Узкую полоску у края поля принято оставлять несжатой - Велесу на бородку (именно он, покровитель достатка будет править следующим календарным периодом). Её последние колосья затаптывают, прижимают к земле, чтобы плодородная сила земли не иссякла. Кроме того широко распространён был обряд завивания "бородки". Уж мы вьём, вьём бородуУ Велеса на поле...Завиваем бородуУ Велеса да на широком...На ниве великойДа на горе высокой,На земле чернопахотной...Вейся, вейся, бородаБородушка, вейсяСусек наполняйся!Оставляют небольшой несжатый участок, выпалывают вокруг и между стеблями траву, на очищенную таким образом от сорняков землю кладут кусок чёрного хлеба с солью, затем завязывают стебли узлом так, чтобы колосья были опущены на землю, а сами стебли образовали нечто вроде дуги, опирающейся концом в землю. Под этой дугой продёргивали ранее все серпы, бывшие на жатве ("женили" серпы). Принято было кататься по жнитве, прося землю вернуть силы. При этом приговаривали: "Жнивка, жнивка! Отдай мою силку на вест, на колотило, да на молотило и на криво веретено". Затем женщины из колосьев плели венки, вплетая в них цветы, и возвращались с песнями с жатвы. Сноп, сжатый последним, наряжают куклой, опоясывают красной лентой, называют его "дедом", "стариком" или "дидухом". Его принято было брать с собой в дом и хранить до следующего урожая в красном углу. Существует поверье, что он способен принести достаток, обеспечить будущий урожай, его зёрна считаются наиболее ценными и примешиваются к посевным, он же был главным символом во время Святок до появления Новогодней ёлки. Когда хлеб начинают жать, полевые духи бегут от взмахов серпа и прячутся в тех колосьях, которые остаются на корню. Вместе с последними срезанными колосьями они попадают в руки жнецов и в их последних (дожиночных снопах) приносятся в дома земледельцев. Отсюда и сила их. Известен и ещё один обряд благодарения земли - заклинание сжатых полей, "заклинание жнивы". Рано поутру, вместе с зорькой, выходили на поля старые люди и приговаривали, обратясь лицом к востоку: "Мать-Сыра-Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела!". После этих слов заклинатели поливали землю принесённым конопляным маслом. Затем, обратясь на запад, произносили следующие слова: "Мать-Сыра-Земля! Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучие, в смолу горючую!" Вновь возливалось масло на землю, и заклинатель поворачивался лицом на юг. "Мать-Сыра-Земля! Утоли ты все ветры полуденные со ненастью, уйми пески сыпучие со метелью!" Эти слова сопровождались новыми возлияниями, после чего, обратившись к северу, изрекалась окончательная часть заговора: "Мать-Сыра-Земля! Уйми ты ветры полуночные со тучами, содержи морозы метелями!" Сила этого заклинания действительна всего только год, и необходимо повторять его каждое лето. Праздник Спожинок завершает календарный период Спаса и начинает другой - Бабье лето, длящийся до осеннего равноденствия. В настоящее время серпами уже давно не жнут. Тем не менее, самая пожалуй знаменитая Жница известна всем. Это монумент Родина-Мать на Мамаевом кургане. Высота статуи 85 метров вместе с мечом и 52 метра без меча. Монумент сделан из блоков железобетона - 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций. Меч длиной 29 метров и весом 14 тонн сделан из нержавеющей стали. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. А во время Великой Отечественной войны наводящие ужас на врага реактивные минометы, получившие имя "Катюша", стали в те тяжелые годы бесспорным символом грозной Перуницы. * * * Может быть случайно, а может быть и нет, но день Российского флага в наши дни попал именно на Владычицу - 22 августа. Глубинный духовный ритм всегда находит способы проявиться. Осталось только Юрьев день объявить днём Российского герба. Учитывая круг обязанностей Богини, в настоящее время служительницами Перуницы являются женщины-военные, а также жёны военных, которые делят со своими мужьями, следуя за ними по гарнизонам, нелёгкую ношу бережения родной земли. Это самый надёжный тыл нашей армии.
| |||||||||