Носков Юрий

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КРУГ

ГЛАВА 1. КОЛОВРАТ

ПЕРУНОВ ДЕНЬ

Бежит, бежит времечко, крутится Коло Сварожье. Вот и пришло время рассказать о следующем языческом боге колеса мироздания - Перуне (Громобое) и соответствующем ему празднике - Перунове дне.

На начало августа приходится время созревания нового урожая, начинается период его уборки. В это время, согласно природной народной вере, Купала передает бразды правления следующему богу Сварги - Перуну. Кроме календарной привязки Перун покровительствует ещё и соответствующему периоду в жизни мужчины - мужа и главы семьи, защитника родной земли.

Образ Перуна отождествляется с природной стихией: молнии - искры от ударов его секиры, радуга - его лук, туча - его одежда, рокот грома - его голос. Пётр Бутурлин так передает стихию и норов русского громовержца:

Чего-то ждет земля... Нет вечного шуршанья

Меж золотых хлебов; утих шумливый лес,

И в душном воздухе нет песен, нет сиянья...

Вдруг вихорь налетел... и вдруг исчез,

И стала тяжелей истома ожиданья...

Но где-то на краю чернеющих небес

Сверкнула молния, - порывом ликованья

Веселый грянул гром, и ветер вновь воскрес...

И туча двинулась... несется ниже, ниже,

Как будто льнет к земле... Все чаще и все ближе

Блистает молния, грохочет громче гром...

Царь-богатырь Перун, монарх лазурной степи,

К любовнице спешит во всем великолепье -

И к ней на грудь упал с нахлынувшим дождем.

Символом Перуна служит громовой знак - цветок шестилистник, знак того, что он шестой в Сварге. Этот символ часто использовался в постройках. Его вырезали и для красоты, и в качестве оберега как от злых людей, так и своеобразного громоотвода (Перун не будет поражать молнией дом, отмеченный его знаком). Есть у Громовержца и любимый цветок - ирис, который в Болгарии до сих пор зовут "перуникой". У него шесть лилово-голубых лепестков (громовой знак), поросших золотистыми волосками (молнии). Он расцветает весной, когда гремят первые грозы.

Перуновыми стрелами называют белемниты - окаменелые ископаемые копьевидные останки моллюсков, живших в юрский и меловой периоды.

У каждого из богов имеется в году период, когда он становится главным, но при этом присутствует в мире каждый из них круглый год. Так считается, что Перун своим первым громом отпирает землю для следующего земледельческого цикла. К нему обращаются, когда необходим дождь в засуху, а также просят о том, чтобы не побил урожай градом и ураганами, не вымочил дождями.

Каждый может вспомнить, как чист воздух и легко дышится после отгремевшей грозы. Народные поверья объясняют это тем, что нечистая сила в страхе разбегается перед гневом Перуна, прячется в норы и долго ещё не смеет выбраться наружу.

С древнейших времён наши предки вынуждены были не только вырастить и собрать урожай, но и защитить его от вражеских набегов. Так что Перун (Громобой), как наиболее грозный из богов, стал олицетворять ещё и воинский дух защитников рода (племени) и родной земли. Этот дух с гениальной точностью и глубоким знанием дела отобразил Константин Васильев в своей картине "Северный орёл". И секира, основное вооружение Перуна, как нельзя лучше отражает его охранительную суть, так как топор ещё с каменного века являлся одновременно основным оружием труда, охоты и обороны.

Со времён появления боевых дружин и возглавляющих их князей, как специализированных общин воинов, Перун становится их символом-покровителем. Он олицетворяет мужество, доблесть, воинское товарищество защитников родной земли.

Народная традиция видела своего грозного Бога мчащимся среди туч верхом на коне либо в колеснице, запряжённой крылатыми жеребцами, белыми и вороными. Гремит по неровностям туч несущаяся Перунова колесница - вот откуда гром, вот почему он "прокатывается" по небесам. Перуна изображают немолодым разгневанным мужем с рыжей клубящейся бородой. Волосы же его подобны грозовой туче - черно-серебряные. Вот, например, как его увидел Константин Бальмонт:

ПЕРУН

У Перуна рост могучий,

Лик приятный, ус златой,

Он владеет влажной тучей,

Словно девой молодой.

У Перуна мысли быстры,

Что захочет - так сейчас.

Сыплет искры, мечет искры

Из зрачков сверкнувших глаз.

У Перуна знойны страсти,

Но, достигнув своего,

Что любил он - рвет на части,

Тучу сжег - и нет его.

Молнии у Перуна двоякого рода: золотые, "живые", созидающие, пробуждающие земное плодородие и новую жизнь, а для врагов - лилово-синие, разящие насмерть.

Имя Перуна очень древнее и означает "разящий", "тот, кто сильно бьёт". Бог грозы, молнии и грома почитался у всех индоарийских племен. Он тождествен по смыслу и литовско-латышскому Перкунису-Перконсу, близок скифскому Папаю и скандинавскому Тору.

Неизменным символом Бога грозы выступают священные дубы или даже целые дубовые рощи. На большие дубы надевались золотые пояса или цепи, и они становились объектами поклонения и связи с божеством, напоминанием об этом служит и Пушкинский дуб, что стоит у Лукоморья.

Имеется немало и других мифов и преданий, связанных с громовержцем, например, о возникновении родников и криниц. Существует предание о происхождении жемчужин, которые ранее назывались перлами. Согласно легенде, зарождаются жемчужины из отражения молнии, которое запечатлевается в глазах моллюсков-жемчужниц в тот миг, когда они напуганные грозой закрывают створки раковин.

Богу-громовнику посвящён праздник - Перунов день. Он отмечается в начале августа. С хозяйственно-житейской стороны праздник связан с началом уборки урожая. Во время, когда очень часты гpозы и гpозовые ливни Перуна просят унять дожди и град, чтобы не побил созревший урожай, уйти на небо и не держать зла на тех, кто его невзначай обидел.

За неделю до праздника отбирались жертвы и в течение недели бог должен был проявить свою волю. Если выбор сделали правильный, то всю неделю небо было безоблачно, а грозовые тучи собирались только к празднику. Чаще всего в качестве жертвы специально откармливали быка, которого съедали всем миром во время праздника. Эта традиция ещё в 19 веке неукоснительно соблюдалась во многих местах. В более ранние времена в качестве жертвенного животного непременно использовался дикий тур - животное, связанное с Купалой, что символизирует завершение периода, подвластного Купале.

В древности этот день более всего отмечался воинской дружиной, так как Перунов день это ещё и день чествования воинов и поминальная тризна по погибшим в бою. Во время праздника проводились ритуальные поединки с оружием и без. Особенно усилился дружинный культ Перуна во времена князя Святослава, великого воителя, который делил с дружиной все тяготы походов и олицетворял сам дух Перуна.

В истории Святослав известен в первую очередь как уничтожитель Хазарии, располагавшейся в районе Дона, Кубани и низовьях Волги. Население этого государственного образования, как потомки скифов и гуннов было также языческим, как и Русь, с близкими культами и традициями. Но после того, как Византия выдавила со своей территории некоторое иноземное племя-секту, оно перебралось как раз в Хазарию. Через некоторое время вся верхушка Хазарии оказалась под их контролем, предав своих богов и свои традиции. Основная деятельность Хазарии после этого - это пошлины с перекрытых торговых путей и сбор дани с окрестных племён. Хазарские ростовщики опутали долговыми расписками всю округу.

Святослав сначала отрезал от Хазарии её данников. Прошёл по Оке, затем, освободив Волжскую Булгарию, спустился вниз по Волге и уничтожил гнездо секты, после чего Хазария рассыпалась. Эта победа избавила Русь от опаснейшего врага на юго-востоке, она же обеспечила и независимость ставшей дружественной Волжской Булгарии.

Погиб Святослав у Днепровских порогов, когда возвращался из похода на Византию. Причём, как доносит предание, убийство его было ритуальным, из его черепа был сделан кубок для пиров. Существует легенда, что русский народ будет спиваться, пока не отомстит за князя, после чего пьянство прекратится, и Русь возглавят светлые правители.

Победы князя Святослава привели к серьёзному укреплению Руси. Владимир, которому досталась власть после его гибели, воинскими доблестями не блистал, больше специализировался по женской части. Чтобы усилить княжескую власть, в первую очередь над дружиной, он занялся внедрением на Руси религии. При этом сначала была предпринята в период 980 - 988 годов попытка подмены демократического по своей сути язычества переделанным жреческим культом нового воинственного Перуна.

В Киеве рядом со своим теремом он приказал соорудить идол Перуна во главе ещё пяти богов. Нестор так описывает его: сделан он был из дерева, голова его из серебра, а борода из золота. Другие летописи добавляют: ноги у него были железные, в одной руке он держал камень в виде молнии, украшенный драгоценными каменьями. В Новгороде по приказу Владимира, также насильно, как и в Киеве, культ Перуна внедрял дядя князя Добрыня Никитич.

Около идола постоянно горел костер из дубового леса. Если жрец небрежно следил за этим пламенем, и костер гас, то виновный наказывался смертью. Новый культ имел такое же отношение к народному Перуну, как разукрашенный идол к живому, могучему священному дубу.

Русь не знала жреческого служения своим богам, так что не приняла нового бога. Созданный князем Владимиром пантеон с Перуном во главе оказался искусственным, принципиально отличался от родной мировоззренческой системы, поэтому и просуществовал недолго - всего восемь лет. Для народа Перун остался грозным богом, одним из равных в круге богов. Те самые княжеско-боярские круги, которые недавно внедряли культ Перуна, с таким же рвением взялись вводить другой - православное единобожие.

В 988 году, когда Владимир принял православие, он повелел уничтожить всех кумиров. Идолы языческих богов стали повсеместно ниспровергать, рубить и сжигать. Но и он не решился поднять руку на Перуна, поэтому идол его не изрубили и не сожгли, а совлекли с Киевской горы и с эскортом из 12 дружинников проводили по Днепру вплоть до самых порогов. Здесь по преданию он был выброшен на берег у места, называемого "Перуня рень". В этих местах, в окрестностях современного Запорожья, издревле Перун был в большом почёте. Так у речки Верхней Хортицы, до наших дней существует гигантский дуб, насчитывающий много столетий. Его ствол больше шести метров в обхвате, высота - 36 м, а размах кроны - 43 м. Это дерево даёт представление о священных дубах Перуна. И остров Хортица на Днепре, известная ставка русского казачества, также находится под покровительством Громовержца.

Летописи сообщают, что в Новгороде также сброшенный в Волхов идол Перуна, проплывая по реке, выбросил палицу на мост, соединяющий Софийскую и Торговую части города, с тех пор и идёт вражда между жителями двух берегов. А место, где стоял идол Перуна у истока Волхова из озера Ильменя, до сих пор называется Перынью.

Евгений Баратынский произошедшие изменения выразил следующими строками:

Умолк призывный щит, неслышен скальда глас,

Воспламененный дуб угас,

Развеял буйный ветр торжественные клики;

Сыны не ведают о подвигах отцов;

И в дольном прахе их богов

Лежат низверженные лики!

Затем простой и понятный образ бога Перуна начал планомерно подменяться иноземным Илией - то Пророком, то Муромцем. Вместо Перунова дня появилась в календаре его подмена 2 августа (день Ильи Пророка). Многие жившие в народе смыслы, связанные с Перуном, оказались вписаны в церковную картину мира.

При этом Перун отнюдь не был забыт. Введённая одномерность (однобогость) в принципе не могла поглотить политеизм (многомерность) язычества. Естественное объёмное природное здравомыслие постоянно пробивало себе тропки-дорожки. Так что и в наше дни можно найти элементы традиции и символику, подтверждающие это.

Так, например, дубовые листья на генеральской форме прямое напоминание о Перуне. Воздушно-десантные войска, наша небесная пехота, также совершенно не случайно празднует свой день рождения в начале августа. Помнят ли об этом внуки легендарного генерала Маргелова? И в фонтанах в этот день десантники купаются не случайно, и тризну празднуют как положено, только жаль, что праздник не организован подобающим образом. Огромное количество памятников воинам является также ни чем иным, как языческими святилищами Перуна, а те, кто ухаживают за ними - хранителями. Да и вообще, памятники - это явление чисто языческое. И слово "товарищ" возникло вовсе не в двадцатом веке, как и воинское товарищество. Поэтому и сейчас обращение в армии такое, что вполне соответствует глубинной народной традиции. Есть все основания полагать, что и день Защитника Отечества рано или поздно вернётся на положенное ему место в году - Перунов день.

Если попытаться выделить в русской истории человека, который как никто соответствует духу Перуна, то пожалуй наиболее подойдёт создатель самбо Анатолий Аркадьевич Харлампиев. Само название борьбы несёт главные смыслы духа Перуна, не агрессии, а охранительного бережения.

После дня Перуна заканчивается молодое лето, наступает пора сбора плодов, период Спожинок, который в свою очередь делится на период до уборки урожая - Спас, и после - Бабье лето. До наших дней дошли такие названия отдельных дней как Яблоневый, Медовый, Ореховый Спасы.

* * *

В наши дни дух Перуна, дух воинской доблести и славы, живёт в короткой и ёмкой фразе: "Есть такая профессия Родину защищать". При этом армейские коллективы являются общинами Перуна, а офицеры с особо ответственной задачей - хранителями. Задача их хранить традицию, память о героях и места на земле, отмеченные ратными подвигами и политые кровью погибших, а также лишь им ведомыми методами хранить самих воинов в их нелегком ратном труде.