Носков Юрий

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КРУГ

ГЛАВА 1. КОЛОВРАТ

РУСАЛИИ

Бежит, бежит времечко, продвигается Земля Матушка по своему извечному кругу вокруг Друга Милого - Красно Солнышка, подставляя под его живительные лучи то один свой бочок, то другой. Вот и пришло время рассказать о следующей русской языческой Богине - Леле (Деве, Диве, Костроме, Додоле) и соответствующем ей празднике - Русалиях (Лельнике, Девичнике).

Леля - богиня трепетных весенних ростков, первых цветов, расцвета обновленной природы, а также юной женственности, чистой девичьей любви. Леля - олицетворение весны как в природе, так и в жизни женщины. Леля вместе с Ярилой покровительствуют календарному периоду от Юрьева дня, делящего весну пополам, до летнего солнцеворота. Период этот в народе получил название Красной горки. Первая часть периода, до Русалий, отмечен как время свадеб, а вторая часть как молодёжное веселье на природе.

От имени богини происходит одно из самых распространённых и любимых русских женских имен - Лена, Алёна. Именно поэтому Елена и является Прекрасной в наших сказках.

Кроме того, в настоящее время многим известно кто такая крёстная для ребёнка, но мало кто знает, что это исключительно языческая традиция, и изначально "крёстная" называлась "лёля", что также происходит от имени богини Лели. Стала забываться и основа традиции, связанная с обязанностями лёли, которой становилась кто-то из близких родственниц, - ответственность за выдачу замуж (женитьбу).

Широко представлена Леля и в женском рукоделии, где символика Рожаниц является одним из обязательных атрибутов. Рожаницы - это Леля и Лада. Чаще всего говорят: "Дочь Леля и мать Лада". Этот оборот вовсе не означает, что Леля дочь Лады, эти богини лишь отражают разный возраст и круг обязанностей богинь.

В упрощенной бытовой традиции четырёх времен года именно Леля символизирует Весну-красну. Очень образно в таком качестве она предстаёт в "Весенней сказке" Островского.

Как и для всех богинь, в круг обязанностей Лели входят как житейские вопросы - покровительство и бережение девушек, забота о их замужестве, так и природные - защита всяких зверушек и растений. В этом качестве она известна как Дива (у греков Артемида, а у римлян Диана).

Очень точно образ Лели, причём как в природном плане, так и житейском, передаёт хорошо известная песня "Олеся":

Живет в белорусском Полесье

Кудесница леса Олеся.

Живет в ожидании счастья,

А с ним нелегко повстречаться.

Олеся, Олеся, Олеся,

Так птицы кричат

Так птицы кpичат

Так птицы кричат в поднебесье:

"Олеся, Олеся, Олеся."

Останься со мною, Олеся,

Как сказка, как юность, как песня.

От имени богини берёт начало не только имя Лена, но также и Оля, Оксана, Олеся, с богиней также связаны имена Марья и Варвара. Имя Марья происходит от слова "марить", так называют жар перед дождём. В русских сказках Марью величают Искусницей. То, что Марьюшки искусницы никто конечно же не сомневается. Но изначально всё же Марья - Искусительница, и в сказках в этом плане всё как положено - ещё ни один Иван Царевич не избежал своей участи. Тот же смысл "жара" сокрыт и в имени Варя.

Девичий праздник, посвященный Леле, носит название Лельник (Русалии, Девичник). Этот праздник, приходящийся на конец мая, зачинает календарный период, называемый в народе русалиями. Длится он до летнего солнцестояния - Купалы. Основа русалий - обряд инициации девушек, готовых к браку и деторождению. Церковь вела активную борьбу с любимым в народе праздником, введя в период двоеверия вместо него "Семик", что означает "седьмая неделя", сделала его блуждающим по времени. Затем на русалии вместо Семика они ввели Троицу. При всём при том праздник всё же так и остался языческим по своей сути. В нём неизменно прослеживаются традиции завивания венков - как обычая гадания девушек о будущем, семейного каравая, выражающего остатки какого-то древнего, теперь нам непонятного торжества, и хороводных игр - неизменного объединительного русского магического действа. В русских сёлах Татарстана праздник сохранился под именем Каравон, как раз по названию замечательного ритуального хоровода.

Рано утром украшают дома ветками березы и цветами, пекут караваи, сзывают гостей. В старину бойкая хороводница выходила на улицу и запевала зазывную песню. К ней со всех сторон собирались девушки с матушками и нянюшками. Они отправлялась в рощу. На поляне расстилали скатерть, центральное место на ней занимает каравай, убранный венками. Каравай и скатерть, использованные на Лельнике, заключают в себе особенные тайны. Каравай засушивали в сухари и хранили до свадьбы, их замешивали в свадебный каравай на счастье и на любовь молодых. Скатерть играет важную роль на смотринах. Считается, что она приковывает суженого к девушке крепче всякого железа. Народ рассыпается семейными стайками полдневать. В это время пожилой народ занимался угощением родных и знакомых, а девушки отправляются на берег реки завивать березки, играть, пировать. В некоторых местностях на Лельник обвивают лентами какую-нибудь кудрявую березку, растущую на берегу речки, и поют ей старинные песни. Кое-где березку украшают полотенцами-убрусами, иногда рядят в платье и водят вокруг неё хороводы, которые почитаются за магическое действо для увеличения урожая.

Радуйтесь, березы, радуйтесь, зеленые,

К вам девушки идут, к вам красные,

К вам пироги несут, лепешки, яичницы...

Лелю-Весну торжественно "закликают" - приглашают в гости, выходят встречать её с подарками и угощениями.

Из своей среды девушки выбирают самую красивую, и она исполняет роль Лели. Для неё изготавливалась особая дерновая скамья, которая, должна символизировать землю с буйной растительностью. На скамью садится увенчанная венком Леля, а по сторонам от неё раскладываются приношения: по одну сторону - хлеб, а по другую - кувшин с молоком, сыр, масло. К ногам Лели кладут венки. Девушки водят хоровод вокруг торжественно восседающей Лели, прославляя её, как свою покровительницу. Затем Леля передаёт девушкам их венки, по которым каждая гадает о своей судьбе, бросая его в реку.

Венок издревле служил эмблемою любви и супружеской связи, с ним тесно связано и кольцо, как оберег. Весной Земля вступает в брачный союз с Небом, это самое хорошее время для объяснения в любви и для гаданий о будущем замужестве. Бросая венки в воду, девицы допрашивают эту пророческую стихию о своей грядущей судьбе, если брошенный венок уплывёт, не коснувшись берега, это предвещает исполнение желаний, счастливый брак и долгую жизнь, если венок закружится на одном месте, то знак неудачи, а если потонет - знак бессемейной жизни. Существовала и традиция, по которой парень, задумавший жениться, обязан был выловить венок возлюбленной.

Дух праздника образно и красиво представлен в одном из стихов А.К. Толстова:

СЕМИК

Ох, кукуется кукушке во лесу!

Заплетите мне тяжелую косу;

Свейте, девушки, веночек невелик -

Ожила береза-древо на Семик.

Ох, Семик, Семик, ты выгнал из бучил,

Водяниц с водою чистой разлучил,

И укрыл их во березовый венец.

Мы навесим много серег и колец;

Водяницы, молодицы,

Белые птицы,

Погадайте по венку,

Что бросаем на реку.

По воде венок плывет,

Парень сокола зовет,

Принести велит венок

В златоверхий теремок.

Ой, родненьки!

Ой, красные!

Ой, страшно мне,

Молоденькой!

По указанию Лели судьбу венка, пущенного по реке, определяли её помощницы - русалки, духи хотя и своенравные, но доброжелательные. Культ русалий ранее был повсеместным, поскольку русские делили с ними землю, на которой проживали, реку и прибрежные луга.

В изобразительном искусстве образы русалок нашли широкое отражение в виде птиц с женскими головами. В XIX веке резчики по дереву любили изображать русалок в домовой резьбе и для украшения предметов быта.

Широко представлены они и в поэзии. Вот, например, одно из стихотворений В.Я. Брюсова:

РУСАЛКА

Она, свои скрывая груди

И лоно зыбким тростником,

На мир, где колдовали люди,

Смотрела из реки тайком.

Ей был понятен их веселий

И их забот вседневный строй, -

Призыв пастушеской свирели,

Костер рыбачий под горой.

Она любила хороводы

И песни дев издалека,

Когда ложилась мгла на воды

И стыла темная река.

Русалкам приписывалась способность превращаться в белок, рыб, сорок. Они давали человеку дары лесные и плоды земледелия, рыбу и зверя, предупреждали об опасностях, указывали, где лучше построить жилище. Поэтому и зовут их берегинями, конечно же, не от слова "берег", а от слова "беречь".

И ныне русский человек на своей земле находится под их незримой охраной, также получает помощь, но не всегда догадывается об этом.

Всё, что связано с русалками-берегинями, имеет глубокий смысл. Учитывая, что расселение русских шло в основном по руслам рек, то один из вариантов трактовки слова "русский" связывают со словом "русло". А русалки живут на дне реки, так что вроде как родственники.

C русалками в народном календаре связан весь период между Лельником и Купалой, так что к ним мы ещё вернёмся при описании следующего праздника.

Обрядностью наполнен весь период русалий. Известен, например, старый обычай "кумовства над кукушками". Для совершения этого обряда сплетают из травы "кукушкины слезы" венок, перевязывают его красной лентой. Расстилают на траве платок, кладут на него кукушку, а сами садятся в кружок. Затем обмениваются кольцами и целуются с обещанием сохранять вечную дружбу. С этого времени они величают друг друга кумами.

На завершающем этапе своего календарного периода Леля выступает в образе Костромы, символа костра из трав. Это имя и сейчас носит один из городов России.

С богиней, как покровительницей растительности, связан также обряд вызывания дождя. В нём она предстаёт в образе Додолы. Додолами называют также юных девушек, исполняющих танец дождя во время засухи. Додолы раздеваются донага и обвешиваются от головы до колен ветками, травами и цветами. Женщины обливают додол водою. Девушки символизируют землю с её зелёным нарядом, а вода зазываемый дождь. Перун-громовержец не сможет не обратить на это внимание и обязательно пришлёт тучки.

* * *

И в наши дни праздник весны оказался отмеченным в календаре, в это время в школе завершаются занятия и молодежь обретает свободу на всё лето. А заканчивающих школу ждут выпускные экзамены, так что и погадать о будущем им придётся, да и помощь русалок не помешает.

И у Лели сейчас забот не убавилось. Она следит, чтобы всепроникающая сила любви не угасла между людьми и каждый нашёл свою вторую половинку, чтобы люди своей деятельностью не губили природу. Да и медики требуют опеки, не случайно они праздник отмечают свой в период русалий, чтобы не забыли, что нужно не болезни лечить, а исцелять людей, то есть восстановливать целостность.