Носков Юрий

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КРУГ

ГЛАВА 1. КОЛОВРАТ

ЮРЬЕВ ДЕНЬ

Бежит, бежит времечко, крутится Коло Сварожье. Вот и пришло время рассказать о следующем языческом боге колеса мироздания - Яриле Сварожиче (он же Яровит, Светояр, Хорс, Митра) и соответствующем ему празднике - Юрьевом дне (Ярилином дне, Красной горке).

Начиная с Юрьева дня, Даждьбог передает Яриле бразды правления миром. Календарный период после Ярилина дня, одного из восьми астрономических дней, делящих год на восемь равных частей, получил в народе название Красной горки. Длится он до Купалы, когда состарившийся Ярила передаст бразды правления следующему богу.

Яриле соответствует природная стихия яри - стихия жизнепробуждающего и оплодотворяющего начала, с ней связана способность управлять людьми, а в духовной сфере преломление этой силы в дух праведности, которая известна как Русская правда.

От Ярилы берёт своё начало исконно русское имя Юрий, связано с ним и имя Ярослав.

Весной начинается пробуждение природы и отсчёт нового жизненного цикла. Живительная энергия ярь, пронизывая каждую былинку, каждую травинку, наполняет окружающий мир плодоносящей силой. От корня "яр" и происходит имя Ярилы. В русском языке слово "ярый" означает "горячий", "огненный", "неукротимый". Зерновые культуры, которые сеют весной (в отличие от озимых), называют "яровыми". Одно из названий месяца май у украинцев - ярец. Яровать - неистовствовать забываясь. Ярун - глухарь во время тока, не видящий и не слышащий ничего, не помнящий ни о чём, кроме подруги и ревнивых соперников, которых надо прогнать... Сильные эмоции, часто связанные с идеей плодородия, физической любви, то что поэты называют "страстью кипучей".

Ярила - олицетворение мужского естества и весеннего плодородия, яростного детородного начала, одновременно сливающегося с понятиями "яркий", "яровой" (весенний). В мае Ярила является молодой и красивый в белом и на белом коне. На голове у него венок из весенних полевых цветов, в левой руке он держит сноп ржаных колосьев. Там, где ступит нога ярилиного коня, рожь подымается. Бутурлин посвятил ему гимн, который образно и объемно отражает стихию бога и обрядовую суть праздника в его честь:

Идет удалый бог, Ярило - молодец

И снежный саван рвет по всей Руси широкой!

Идет могучий бог, враг смерти тусклоокой,

Ярило жизни царь и властелин сердец!

Из мака алого сплетен его венец,

В руках - зеленой ржи трепещет сноп высокий;

Глаза как жар горят, румянцем пышут щеки.

Идет веселый бог, цветов и жатв отец!

Везде вокруг него деревья зеленеют

Пред ним бегут и пенятся ручьи,

И хором вслед за ним рокочут соловьи.

Идет он, светлый бог! - И села хорошеют!

И весь лазурный день - лишь смех да песни там.

А темной ноченькой уста все льнут к устам!

Солнце служит астрономическим символом Ярилы, но если Даждьбогу соответствует Солнце как источник света, то Яриле - Солнце как источник оплодотворяющей жизненной энергии. Связь Ярилы (Хорса) с солнцем можно проследить, например, в "Слове о полку Игореве", где князь Всеслав, пробираясь ночью в Тмутаракань, "великому Хорсови волком путь перерыскаше", то есть успевал до восхода солнца.

Предания начального двоеверия (былинных времён) доносят сказания о богатыре Микуле Селяниновиче (в некоторых былинах - Илье Муромце). Богатырь этот также наследник культа Ярилы, как с точки зрения образа - наипервейшего русского оратая, так и календарной привязки. Наиболее известна здесь былина о "тяге земной", согласно которой Святогор (Даждьбог) пытается догнать на широком пути прохожего и никак не может, окликает его. Богатырь останавливается, кладёт на землю сумочку и предлагает Святогору поднять. Пробует богатырь поднять её, да только ноги его в землю уходят все глубже и глубже. Этот пример мифологии дополняют и дожившие до 21 века отголоски обряда проводов Дажьбога по окончании его календарного периода, известные как "коня водить". Конь это символ Даждьбога. На Красную горку двое парней покрываются рогожей, один держит стилизованную голову коня. С шутками и прибаутками его провожают из деревни за околицу, а "конь" норовит облить провожавших водой, то есть как бы имитируя весенние дожди.

На Красную горку (Ярилин день, Юрьев день) всю ночь продолжаются гуляния с песнями и плясками вокруг костров, горящих на возвышенном месте "на яру" ("на юру"). До сих пор осталось множество напоминаний о таких ритуальных холмах, назывались они по разному: Ярилина плешь (возле Переяславля Залесского), Лысая гора (близ Саратова), Венцы (в Ульяновской области), были и другие названия, например, Воробьёвы, Девичьи или Девины горы. Из числа парней выбирают Ярилу, наряжают его в пёстрое платье, украшают цветами, лентами, лицо нарумянивают. Он является центром празднества. А скоморохи при этом его служители, они по жизни находятся под покровительством Ярилы. Девушки приходят на праздник "поневеститься". Гуляния сопровождались весельем, хороводами, поцелуями через венок из свежих цветов и трав.

Место праздника на холмах имеет как древний ритуальный характер, так и вполне естественный житейский смысл. Период этот отмечен не только бурным пробуждением живительной силы природы, но и повышенной пожарной опасностью. Праздник же этот без костров не бывает. Так что лысые горы наиболее подходят и по этим соображениям.

Излюбленной игрой этого праздника всегда были "горелки". Холостые парни и девицы встают парами в длинный ряд, а один из молодцов, которому по жребию достается "гореть", становится впереди всех перед одной из пар и произносит:

- Горю, горю!

- Чего ты горишь?

- По красной девице горю.

- По какой?

- По тебе - молодой!

При этом пара разбегается в разные стороны, стараясь снова сойтись друг с дружкой и взяться за руки. А молодец, который "горел", старается поймать себе подругу. Если ему удастся поймать девушку прежде, чем она сойдётся со своей парою, то они становятся в ряд. Оставшийся одиноким заступает на место горящего. Если же не удастся поймать, то попытки продолжаются. Строй при этом всячески подбадривает "горящего".

Широко известна обрядовая выпечка, связанная с Юрьевым днём - куличи, как символ оплодотворяющего мужского начала (ерёмка в красной ермолке), именно поэтому их обливают белой глазурью и семенем посыпают. Церковь куличи также пытается присвоить себе, введя обряд их освящения.

Дух праздника отражает и ещё одно стихотворение, посвящённое Яриле, Д. Семеновского (1915):

ЯРИЛО

Что душу мою как пожар озарило,

Чей взор в полумраке заискрился, чей?

То ходит во мраке веселый Ярило.

О боже прекрасный, меня озарило

Мерцанье твоих искрометных очей!

И кровь забродила, и страсть закипела,

И сердце истомно и сладостно мрет.

Ах, трудно противиться голосу тела!

Недаром рассыпчатым цветом вскипела

Черемуха возле дорог и болот.

Ярило, ты к людям приходишь во мраке,

Сердца, как костры, зажигаешь ты им.

В кудрях твоих - пышные красные маки,

И звезды, и звери, и люди во мраке -

Все пьяны душистым дыханьем твоим.

Как чудно сверкают Ярилины очи!

Мне в душу проходят они, как мечи!

О боже прекрасный, из сумрака ночи,

Как синие стрелы, кипучие очи

Мне в душу стреми, излучай и мечи!

Праздник открывает начало периода, подвластного Яриле, а к тому времени, когда наступает момент передачи правления следующему богу, состарившегося Ярилу провожают. Но люди знают, минует зима и Ярило вернётся.

Из истории известен и Юрьев день 9 декабря - Юрий осенний. Этот день не имеет отношения ни к Яриле, ни к народной традиции. Его появление связано с деятельностью служителей церкви, пытавшихся подменить своей символикой русскую духовную традицию. Осенью заканчивались земледельческие работы и крестьяне могли сменить место жительства, в этот день правда могла восторжествовать, поэтому и Юрьев день. Борис Годунов отменил это право, полностью привязав крестьян к боярам и вотчинникам. Отсюда и пословица осталась: "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день", используемая когда надежды на справедливость не оправдываются. Примером подмены понятий служит также использование имени Георгия Победоносца вместо Юрия Вешнего (Ярилы). Греческое имя Георгий (земледелец) означает примерно то же самое, что и Юрий, но в гораздо более примитивном и приземлённом виде.

Календарный период Красная горка, начинающийся с Юрьева дня, издревле был излюбленным свадебным периодом. Церковь активно боролась с этим, сместила его по времени и привязали к своему календарю. А свадьбы в мае запретила, введя присказку - "кто в мае свадьбу играет, тот маяться потом будет". Хотя здравый смысл побуждал играть свадьбы в этот период, когда весенне-полевые работы завершены, а летние ещё не начаты.

Приведённые факты являются характерными примерами криви (искривления, искажения) понятий. Слово это очень точно отражает суть дела, кривь - это не неправда, это увод в сторону от правды. Вот, собственно, исправление криви, служение Правде и является основной духовной сферой ответственности Ярилы, на которую и направлена вся его природная ярь. В этом нелегком деле у Ярилы имеется мифический помощник птица-вестник Гамаюн, широко известный благодаря картине В.М. Васнецова.

Правь - одно из основополагающих мировоззренческих русских понятий. Слово это породило много родственных понятий - правда, править, правитель, прави'ло и пра'вило, да и православие отсюда же, то есть правду славящее. Поэтому, когда хотят выделить в образе Ярилы именно это его назначение, то изображают со светящейся человеческой головой в правой руке, что символизирует как власть Ярилы над мыслями человека, так и светлой головы над людьми. Известно его изображение и в виде копейщика, поражающего змея.

Вся эта атрибутика и символика очень тесно связана с историей и культурой нашей страны. Летописи сообщают, что Хорс входил наряду с другими богами в пантеон князя Владимира, перед тем как он обратился к христианскому однобожию. Единобожие же на Русь пришло не из Константинополя, а из Корсуни, что в Крыму, да ещё и в виде, считавшемся в Византийской империи ересью, поэтому и название своё получило - православие. Город же Корсунь больше известен в истории как Херсонес Таврический (ныне на окраине Севастополя), то есть дословно город Хорса. Это в современной литературе имя бога пишется через "о", в летописях же через "ять" - Хърс, что точнее передаёт смысл. Учитывая, что князь Владимир не включил Велеса в свой языческий пантеон, возвысив безмерно Перуна, а затем принял православие под знаком Хорса, то с языческой точки зрения факт крещения Руси означает, что в споре между Перуном и Велесом за право на общественное управление победил Ярила (Хорс). То есть именно Ярилу православные и выбрали себе в виде единственного бога.

Из истории известно, что небесным покровителем Юрия Долгорукого был Ярила (при крещении он получил имя Георгий), поэтому совершенно не случайно Копейщик оказался на гербе Москвы, хотя и в греческой стилизации.

Аналогичная ситуация и с Ярославом Мудрым, так что вполне закономерно его упражнения в области права, результатом чего стал первый письменный юридический свод, который летописцы окрестили "Русской правдой".

Вершение правды (суда), наряду с защитой от врагов, являлось основной обязанностью князей (правителей). Но при этом преклонения перед законом на Руси никогда не было, справедливость всегда ценилась выше закона.

Праздник связан и ещё с одной "Правдой" - газетой, день рождения которой 5 мая. И явно это не случайно!

Более серьёзные события, приуроченные к Юрьевому дню, связаны с Великой Отечественной войной. Была она не только столкновением войск, экономик и научных школ, но и высших смыслов. Именно поэтому взятие Берлина было приурочено к Юрьеву дню. И трудно найти более подходящий момент, чтобы нанести удар по логову тьмы. Это была не просто военная Победа, это была ещё и сакральная Победа.

Главное святилище Ярилы это озеро Светлояр, что в Нижегородской области. Озеро это древнее, причём метеоритного происхождения. Согласно преданию, именно в его водах скрылся на время град Китеж. А служителями Ярилы ранее были скоморохи, которым позволялось говорить правду в глаза даже самодержцам.

Документы доносят до нас и ещё один из эпитетов Ярилы - Плуга, связан он с началом полевых работ, засеванием пашен (оплодотворением пашен). С этой стороны культ больше сохранился у народов, ведущих родословную от гуннов. Так, у татар праздник плуга - это Сабантуй, а у чувашей - Акатуй. Имеется аналог Ярилы (Хорса) и у персов - Митра. Ничего в этом удивительного нет, так как культурно-мировоззренческая основа коренных народов нашей стороны света едина.

Развитый культ Ярилы с его сферами житейской и общественной ответственности - одно из основных отличий русского язычества от североевропейского, греческого, римского, египетского и политеизмов других регионов.

* * *

В наши дни в языческой системе координат Ярила, кроме высшей инстанции над журналистикой и праведным судом, является духовным покровителем государственного управления. Так что, когда мы слышим слова гимна России:

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая -

Хранимая Богом родная земля!

нужно понимать, что речь здесь конечно же, идет о Яриле. Его же стилизованный образ находится и в центре российского герба.

А завершить сказ о Яриле хочется так же, как и А.Н. Островский в пьесе "Снегурочка": "На вершине горы на несколько мгновений рассеивается туман, показывается Ярила в виде молодого парня в белой одежде, в правой руке светящаяся голова человечья, в левой - ржаной сноп.

Свет и сила,

Бог Ярило.

Красное Солнце наше!

Нет тебя в мире краше".