Носков Юрий

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КРУГ

ГЛАВА 1. КОЛОВРАТ

РАДОНИЦА

Бежит, бежит времечко, продвигается Земля Матушка по своему извечному кругу вокруг Друга Милого - Красно Солнышка, подставляя под его живительные лучи то один свой бочок, то другой. Вот и пришло время рассказать о следующей русской Богине - Живе (Радонице, Вьюнице) и соответствующем ей празднике - Радонице.

Богиня Жива вместе с Даждьбогом покровительствуют календарному периоду от весеннего равноденствия до Юрьева дня, делящего весну пополам. Период этот получил в народе название - Радоница.

Богиня Жива - богиня хранительница, оберегающая человека на протяжении всей жизни. А применительно к календарному периоду (периоду жизни) отражает радость наступающей Весны и, вообще, начало нового жизненного цикла, отсюда и её название. Живе (Радонице) по смыслу более всего соответствует женское имя Надежда.

В народных преданиях и поверьях с культом богини Живы неизменно связывают птицу кукушку.

Как и всё, что связано с русскими языческими богами и богинями, период, соответствующий Радонице, имеет своё житейское наполнение.

С одной стороны, это символ женской юности и всего того, что связано с этим периодом жизни, периода, когда весна уже растопила снега детства, но ещё не вступила в свои права живительная ее ярь.

Период Радоницы отмечен действом с названием Вьюнец, принадлежащим к незапамятным старым русским обрядам. Стоглав так упоминает о нём: "И на Радуницу Вьюнец и всяко в них бесование". Согласно этого обряда молодёжь ходит по улице - "с вьюнитством", с пением обрядных песен в честь новобрачных. Подходя к дому, поют песни. Молодые угощают взрослых вином, а детей оделяют деньгами.

Но наиболее известно это время года в связи с другой традицией - культом поминания предков. С памятью об ушедших в языческом календаре связана не только Радоница, но и ещё один праздник - Деды. И если последний проводится осенью в домашних условиях со сбором родственников, то Радоница связана с посещением погостов, обустройством их. В этот период духи предков (навьи) посещают землю, собственно погост поэтому так и называется.

Известен обычай, весьма древнего происхождения. Накануне Навьего дня, с вечера, или же рано утром на погосте разводится костёр. Этот обряд называется "греть покойников". Всё это явные отголоски древних капищ, а возможно и напоминание о периоде захоронений с кремацией и насыпанием курганов, о чём сейчас напоминают лишь могильные холмики.

В Навий день на Радуницу обращаются к умершим предкам с просьбами о покровительстве семье и дому. Молодые испрашивают у них благословение на союз и любовь.

В эту пору люди идут на кладбище к могилам своих близких - приводят их в порядок, затем устраивают поминальный обед. На могилке или на столике рядом с ней расстилают скатерть и раскладывают принесенную еду и напитки. Поминальное кушанье традиционное, в первую очередь кутья. При этом вспоминают тёплыми словами умерших. Уходя, кладут на могилах пироги, чищенные яйца, конфеты, насыпают пшено, чтобы могли угоститься души родственников, слетевшиеся незримо или в облике птиц.

Крашеные яйца (писанки) выступают неизменным атрибутом всего периода Радоницы. В Киевской Руси кроме того известны были и глиняные писанки. Церковники присвоили эту традицию себе и связали её с пасхой. В действительности традиция уходит в самые дальние глубины этнической истории славян и ариев в целом. Птицы считаются в язычестве-родноверии вестниками предков, в облике которых они могут появиться на земле. Отсюда и такое отношение к яйцу как символу жизни. Археологи находят писанки в древних курганах, в наших музейных этнографических коллекциях хранятся множество таких артефактов, являющихся, пожалуй, самым массовым наследием языческих представлений. Они донесли до нас в том числе и свидетельство о древнейших космологических представлениях наших предков.

Широко известна дожившая до наших дней древняя игра - катание яиц (писанок). На ровной площадке устанавливается наклонно жёлоб из коры дерева. По нему играющие пускают яйца. Цель игры попасть в яйца внизу. Если игрок попадает, то забирает и свое яйцо и то, в которое попал. Раскраска и роспись при этом позволяет узнать свои писанки.

Церковь на протяжении веков боролась с русскими народными традициями, не прошла она и мимо этого праздника, сместив его по времени и заменив на Родительскую субботу, привязав его к тому же к блуждающей иноземной пасхе. Но, чтобы они не делали, как бы не запрещали и не фальсифицировали традицию, народ всё равно идёт в это время к родным могилам, оставляет там поминальную еду.

Красиво и образно праздник Радоницы отразил поэт и дипломат П.Д. Бутурлин в одном из своих стихотворений:

НАВИЙ ДЕНЬ - РАДУНИЦА

Ярило кликнул клич, - и зерна под землей

Проснулись, и поля ковром зазеленели.

К касаткам в дивный край, где зреет рожь зимой,

Донесся вешний зов, - касатки прилетели!

Промчался дальше он! И в этой мгле седой,

Где в вечном холоде чудовищной метели

Тоскует мертвый люд по горести земной,

Он резко прозвенел, как ночью звук свирели...

И стала от него Морена вдруг без сил,

И вихорь душ к земле и к жизни улетает,

Назад к земле, где смерть Ярило победил,

К земле, где в Навий день народ среди могил

С радушной песнею покойников встречает

От золотой зари до золотых светил.

Можно также отметить, что поминки, мероприятие, казалось бы, сугубо печальное, даже теперь часто заканчиваются веселым и шумным застольем, где о покойном вспоминают что-нибудь озорное.

В сказаниях многих народов, которые сейчас мы называем единым именем - русские, упомянут мост в языческий рай, чудесный мост, пройти по которому способны лишь души добрых, мужественных и справедливых. Мост этот мы видим на небе в ясные ночи и зовём его теперь Млечным Путем. Самые праведные люди без помех попадают по нему прямо в светлый ирий. И бывает иногда просто необходимо остановиться, поднять взор к небу и увидеть, как пращуры взирают на дела людские.

Если же попытаться выделить в русской истории человека, который наиболее соответствует духу Живы, то пожалуй наиболее подойдёт известная телеведущая Валентина Михайловна Леонтьева. Она была хорошо известна как детям по телепередаче "Спокойной ночи малыши", аккуратно направляя их мысли и поступки в правильное русло, так и взрослым по передаче "От всей души". Обе эти передачи по праву можно было считать эталоном душевности и духовности, свойственных Живе. Валентина Михайловна похоронена в Ульяновской области, а на центральной улице Ульяновска в сквере имеется посвященный ей памятник. Если же её перезахоронить именно в этом месте, то будет настоящее капище, способное помогать многим людям в преодолении их житейских невзгод.

* * *

Великие культуры никогда не выкорчёвывают того, что было прежде, они способны развиваться и процветать лишь имея могучих корни, уходящие в глубь веков.

И в наши дни, продолжая древнюю традицию, богиня Жива отвечает за духовную преемственность поколений. За то, чтобы дети не забывали своих предков, а народ своих вековых традиций. И молодежи, вступающей в жизнь, быть в этом помощниками богини, особенно девчонкам, которые взрослеют раньше.