Носков Юрий

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КРУГ

ГЛАВА 1. КОЛОВРАТ

МАСЛЕНИЦА

Бежит, бежит времечко, продвигается Земля Матушка по своему извечному кругу вокруг Друга Милого - Красно Солнышка, подставляя под его живительные лучи то один свой бочок, то другой. Вот и пришло время рассказать о следующей языческой богине - Масленице и соответствующем ей празднике - Масленице (Проводах зимы).

Масленица - богиня первых лужиц-проталинок и самых ранних намеков природы на приближение весны, а с житейской стороны - покровительница гостеприимства, хлебосольства и прочего хозяйского радушия. Кроме того, она ещё олицетворяет детский беззаботный период в жизни женщин. Календарно же Масленица вместе с Огнём Сварожичем покровительствуют периоду от Сречи, делящей зиму пополам, до весеннего равноденствия.

Изображают Масленицу обычно в виде весёлой румяной девчушки. Из соломы и тряпок изготавливается кукла и наряжается в женское платье, рубашку и сарафан, на голову повязывают платок, а в руках у неё сковородка.

Другим неизменным атрибутом Масленицы являются блины. Эти кулинарные солнышки издревле были излюбленным народным лакомством. Пекутся они из гречневой или пшеничной муки на масле, молоке и яйцах, круглые, во весь размер сковородки. К ним подают разные приправы: икру, сметану, мёд и прочие вкусности.

Масленица (Проводы зимы), как народный языческий праздник, всегда был и остаётся до сих пор самым весёлым и разгульным весенним праздником. По времени он соответствовал двум важным событиям. Во-первых, появлению первых признаков весны в природе, во-вторых, к концу февраля обычно заканчивался отёл коров, и появлялось в изобилии молоко и масло. Кроме того, к этому времени забивали обычно теленка, так что на столе оказывалось не только масло, но и свежее мясо.

Собственно Масленица это целый календарный период от Сречи (середины зимы) до весеннего равноденствия и народные традиции с ним связанные. В 1698 году церковное руководство сократило время масленицы до одной недели, привязав его к своим праздникам, тем самым попытавшись вписать в свою систему координат. Кроме того праздник приобрёл своё "расписание", однако, так и остался по своей сути языческим. Дух праздника той поры можно почувствовать, читая Пушкинские строки:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на Масленице жирной

Водились русские блины.

Каждый день масленицы при этом получил своё назначение. Первые три дня недели являлись как бы подготовительными.

"Встреча" Масленицы происходила в понедельник. При этом её зазывали в гости: "Приезжай ко мне в гости, масленица, на широк двор: на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!" Название дня напоминает нам о Срече, то есть первом дне той исходной Масленицы.

Вторник назывался "заигрыши". В этот день начинались масленичные игрища. Появлялись скоморохи и гусляры. Основной забавой в это время было катание с гор, которое готовили ребятишки, поливая их водой. Днём взрослые занимались работами и только под вечер присоединялись к детям.

В "Масленую среду" начинали лакомиться масленичными яствами, потому и называют её "лакомкою". Блины же, как символ Солнца, сопровождают всю масленичную неделю. Причём, первые блины полагается поднести предкам.

С половины недели праздничная масленица набирала широту. Работы в эти дни прекращались, и все, так или иначе, принимали участие в общем веселье.

В четверг начинался самый широкий разгул; оттого-то и звали его "разгуляй-четверток" или "широкий четверг". Веселье было всеобщим. Кроме катания с гор широко было распространено катание на лошадях. Звенели колокольчики-бубенцы, мчались тройки и просто санные упряжки. Гривы, хвосты лошадей, дуги, сбруя украшались цветами и лентами.

В пятницу устраивали игру "штурм снежного городка", как отзвук представления о борьбе весны с уходящей зимой. Вместо упомянутой осады городка иногда устраивались кулачные бои, которые составляли любимую потеху русского народа. Шли "стенка на стенку", доставляя этим немало удовольствия зрителям, а себе причиняя часто и вовсе невесёлые последствия: сломанные ребра и выбитые зубы. На первый взгляд может показаться всё это дикостью, но на самом деле это было отличным способом снять разногласия и раздоры, накопившиеся за год, причём прилюдно и в пределах определенных правил. Не нужно забывать, что не было раньше ни милиции, ни пенициарной системы. Кроме этого пятницу величали "тёщиным вечерком". В этот день зятьям полагалось навещать тёщ.

Суббота звалась "золовкиными посиделками". Невестки должны были приглашать к себе золовок.

Воскресенье, последний день Масленицы, имело несколько названий: проводы, прощанье, целовник и Прощёный день. В этот день требовалось в обязательном порядке просить друг у друга прощения за всё былое, в том числе и за то, что натворили на масленицу. Кульминация праздника - сжигание изготовленного из соломы чучела Масленицы.

Древняя масленичная традиция была наполнена ритуалами всяческого прославления молодых семей и насмешками над неженатыми, всё это есть ни что иное как очередной шаг (после зимних гаданий) обряда знакомств и соединения будущих молодожёнов.

Широкая популярность Масленицы в народе связана ещё и с тем, что в это время проводились ярмарки. Зимние холода уже закончились, но дороги ещё были крепкими, так что период был самым подходящим. Сам праздник располагает народ раскошелиться, а купцам это выгодно, и они со своей стороны помогают организовать праздник. С этим же по всей видимости связано и появление в масленичный период Васильева (Велесова) дня. Как же в ярмарочный период не почтить бога - покровителя достатка.

В дальнейшем праздник Масленицы (Проводов зимы) постепенно свёлся к празднованию в один день. Причём сложилась добрая традиция проводить его в том числе и на Красной площади в Москве.

Подготовительным элементом масленичных празднеств является сооружение ледяных горок и снежных городков.

Катанье, песни, звуки гармоники, смех и веселье служат непременными атрибутами масленицы. Выступают самодеятельные коллективы, проводятся конкурсы, скоморохи развлекают народ. Блины обязательный атрибут современных масленичных гуляний. Причём выпекаются они обязательно здесь же, на площадях и ярмарках.

А наша масленица годовая,

Она гостьюшка дорогая!

Она пешею не ходит

Все на троечке разьезжает!

У нее кони-то вороные,

У нее слуги-то молодые!

Они зимушку провожают

И блинами весну угощают!

Одним из зрелищных и запоминающихся представлений масленичного праздника является лазание на столб за "счастьем" (подарками). В центре площади ставится загодя высокий гладкий столб, вверху которого крепится колесо о восьми спицах. Столб за день до праздника обливается водой, чтобы обледенел. Утром на колесо навешиваются подарки. При этом колесо символизирует Сваргу. Во время праздника удальцы без каких-либо приспособлений должны забраться на столб и добыть "счастье", при этом ведущий комментирует происходящие события и всячески подшучивает над очередным героем.

Ещё одним действом праздника является как и ранее взятие снежного городка, который был построен заранее. Сам снежный городок символизирует зиму, а атакующие - весну. Участники боевых действий делятся на две команды, одна - защищает город, другая - атакует. Борьба заканчивается полным разгромом городка.

Существовал также обычай сжигать ледяную гору, для чего собирают хворост и всякий ненужный хлам, складывают всё это на ледяной горе и затем разводят костер, служащий символическим знамением весеннего солнца, побеждающего зиму.

Кульминацией праздника становятся конечно проводы Масленицы, которые сопровождаются возжиганием большого костра. Изготовленная из соломы и наряженная в женское платье кукла участвует как основной персонаж во всём празднике, её сопровождает карнавальная процессия, а в завершение праздника она сжигается под ритуальные песнопения.

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица.

Ты прощай, прощай,

Наша широкая...

Ты пришла с добром,

С хмельным пивом и вином.

Со блинами, пирогами

Да с оладьями...

А мы тебя проводили,

Рогожею обрядили,

Прощай, масленица!

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Горит костёр, в нём горит масленица, народ идёт хороводом по кругу и поёт. Ярко пылающий огонь должен установить контакт с прибывающим солнцем, придать ему силу и конечно же обеспечить связь участников праздника с общими ритмами мироздания.

А по завершении уличного праздника народ расходится и разъезжается по гостям. Может быть по старой традиции к тёще на блины, или как получится.

Масленица - это определённый период предвесенья, но сама богиня Масленица действует конечно весь год, так как ответственна за определённую сферу жизни людей. Сжигание куклы символизирует всего лишь ушедшее время и завершение подвластного ей календарного периода.

* * *

Если говорить о современности, то хорошим почином могло бы стать утверждение конкретной постоянной даты праздника Масленицы. Наиболее подходит для этого красный день календаря - 23 февраля. Глядишь, и для тех, кто привык в это время отмечать День защитника отечества, Масленица также не поскупится на угощения. Было бы полезно поискать и современную форму для очень ценной традиции урегулирования конфликтов в день праздника, чтобы весну встречать без лишнего негативного груза.

В наши дни блинной столицей России стал город Сенгилей Ульяновской области. Здесь умеют печь самые большие и самые вкусные блины, знают множество их рецептов. Так что в этом городе и будет в будущем главная резиденция богини Масленицы. А её служительницами и хранительницами будут впредь выступать многочисленные коллективы кафе, ресторанов, столовых, да и отдельные хлебосольные хозяйки конечно же.