Носков Юрий

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КРУГ

ГЛАВА 1. КОЛОВРАТ

СУДЕНИЦА

Бежит, бежит времечко, продвигается Земля Матушка по своему извечному кругу вокруг Друга Милого - Красно Солнышка, подставляя под его живительные лучи то один свой бочок, то другой. Вот и пришло время рассказать о первой русской языческой Богине - Доле (Суденице, Снегурочке) и соответствующем ей празднике - Суденице.

С зимнего солнцеворота, отмеченного праздником Коляды, начинается зима. В это время вместе с Колядой бразды правления миром принимает и богиня Доля (Суденица, Снегурочка). Они покровительствуют всему календарному периоду от зимнего солнцеворота до Сречи (середины зимы). С тем, что Суденица зачинает круг, связаны и её обязанности.

Богиня Доля в русской традиции является богиней-пряхой, которая прядёт нить жизни каждого человека, а предначертание судьбы записывает ребёнку на лбу. Отсюда и русская поговорка: "Так ему на роду написано". Изображение Доли в виде пряхи не случайно, одно из основных занятий женщин в зимние дни и вечера было рукоделие, и сами они были теми пряхами, что обустраивали быт и долю своих семей. Долю не стоит путать с другой богиней-пряхой Макошью, хранительницей дома, помощницей женщин в их рукоделии и ведении хозяйства. Доля же - это богиня судьбы, богиня-охранительница. С глубокой древности служительницами богини были повитухи - женщины, принимавшие роды, назывались они так, потому что повивали новорождённого (перевязывали пуповину).

Образом богини, отражающим подконтрольный ей календарный период, служит Снегурочка (Метелица). Этот сказочный персонаж получил широкую популярность исторически сравнительно недавно. Немалая заслуга в этом принадлежит А.Н. Островскому, создавшему на основе народного фольклора замечательный образ чистоты и непорочности в своей Весенней сказке. Богиня Доля кроме того символизирует период раннего детства девочек. В этом возрасте они все предсказательницы, поэтому наверное и существует устойчивое мнение - устами младенца глаголет истина.

Испокон веков люди всячески пытаются узнать своё будущее, невзирая на то, что дело это, как говорят, опасное, не очень-то боги любят, когда люди за их делами подглядывают. В старину все сословия участвовали в гаданиях, от великокняжеского дворца до убогой хижины земледельца. Фольклорные источники обычно совмещают по времени гадательные традиции с православным праздником крещения, но очевидно, что совмещение это искусственное. Долгие зимние вечера были самым подходящим временем совместить рукоделие и молодежные посиделки с гаданиями, которые являлись особым видом игр со смыслом.

Гадательная традиция уходит в глубину веков и имеет характерные гиперборейско-арийские корни. Дело это считается в основном женским. Так, например, имеются исторические сведения, что ещё в греческих храмах многие пифии были славянками. Волхвы иногда также могут читать знаки судьбы, но у них другое предназначение - быть вещими.

С приходом христианства понятие доли (судьбы) всячески пытались подменить иноземным роком, то есть инструкциями определенных жреческих технологов - пророков, а также их христианских пособников помельче - апостолов. Несколько лучше дело обстоит с народным православием, в течение года появились дни, посвящённые разным святым, в которые гадали о погоде и будущем урожае. Иноземная церковь всеми средствами боролась против древних народных верований, переиначивая дорогие народу образы на свою колодку.

Но как ни пытались пришлые миссионеры подавлять и искажать народную традицию, родная природная вера всё равно прорастала и вновь и вновь подтверждалось, что русские не ведают рока. Крещенские гадания являются характерным тому примером. Вот как Жуковский В.А. в известной балладе "Светлана" очень живо и точно отразил сохранившуюся народную традицию:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумруды;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

Чаще всего гадания осуществляются в форме примет-истолкований. Обращаясь к богам (в первую очередь к Доле) просят дать ответ (судьбу пытают). А результат узнают по знакам. В это время всё вокруг наполняется особым смыслом, ничто не рассматривается случайным. Загадывают на самые незначительные мелочи. Любая деталь превращается в примету, в предвестника чего-то определенного.

Большинство гаданий при этом проходят в виде коллективного веселья. Народные традиции знают огромное количество способов узнать грядущее, но особое место здесь занимают так называемые "подблюдные" гадания, сопровождаемые короткими (от одной до десяти строк) подблюдными песнями. Начинаются они с прославления хлеба. Эти песни предвещали достаток хозяевам того дома, в котором гадали. Затем в определенном порядке пелись песни, содержащие иносказательные образы, разгадка которых сулила гадающим счастье и богатство, свадьбу или безбрачие, разлуку, дорогу и так далее. Суть подблюдных гаданий в том, что в блюдо все участники кладут по вещице и оно накрывается платком. После каждой песни достаётся вещица и чья она окажется, значит тому и предназначается песня. Вот, например, одна из них:

Летит сокол из улицы,

Слава!

Голубушка из другой,

Слава!

Слеталися, целовалися,

Слава!

Сизыми крыльями обнималися,

Слава!

Кому мы спели, тому добро,

Слава!

Кому вынется, тому сбудется,

Слава!

Тому сбудется, не минуется.

Слава!

Особо стоит отметить гадания с водой. Вода при этом берётся из 8 колодцев и в широком сосуде до обряда непременно должна постоять под открытым небом, под звездами. Таков, например, русский подблюдный обряд гадания и заклинания будущего урожая ("слава хлебу"). Широкие сосуды, служившие для заклинательных целей ("на здоровье"), именовались "чарами", отсюда и священнодействующих с ними называли "чародеями" или "чародейками".

В этот период веселится не только народ, но и домашним животным достаётся. С овец щиплют шерсть, выводят ночью на дорогу лошадей, с собаками разговаривают, воробьев пугают, а курам и петухам особый почёт, где зернышек отборных дают поклевать, а где и хвостами свяжут и смотрят кто кого перетянет. Вот, например, один из видов девичьих гаданий по хлебным фигурам. Каждая девушка лепит из оставшегося после ужина хлеба изображение или фигуру, какую хочет, и, собрав их вместе, раскладывают рядом за порогом комнаты. Потом кличут какую-нибудь собаку и допускают её к фигурам. Чью прежде она схватит, той выйти замуж. Случается, что собака, обнюхав фигуры, ни до чьей не дотрагивается и идёт прочь. Тогда дурная примета. Всем оставаться в девушках. И горе той собаке. Её гонят со двора.

Здесь стоит упомянуть ещё о гаданиях в форме колдовства, которые ошибочно приписывают язычеству. По своей сути они являются не язычеством, а магией. Этот способ считается довольно действенным, но чрезвычайно опасным, так как человек пытается установить контакт не с богами, то есть дающими благо, а с духами. Поэтому неслучайно сохранились записи рассказов о таких гаданиях, закончившихся трагически.

У гадательных практик имеется и вполне современное рациональное объяснение. Они позволяют более точно сформулировать свои желания, разобраться в своих чувствах и предпочтениях. Кроме того сила внушения и самовнушения достигает при гаданиях и ворожбе таких размеров, что человек начинает непроизвольно стремиться к тому, что нагадано, и тогда "предсказание" и впрямь сбывается.

День, посвящённый Суденице, не мог не оказаться отмеченным в календаре. То ли такое происходит по воле богов, то ли записано в самом генетическом коде народа. Важно, что всегда находится кто-то, оставляющий для потомков вешку-указатель.

Во-первых, праздник завершает карнавальную часть Святок и широко известен по купанию в прорубях, чтобы очиститься от всей святочной мишуры. На протяжении веков церковь боролась с этой сугубо языческой традицией, но так и не могла ничего поделать, пока не наставила вокруг прорубей крестов и не объявила это действо чуть ли не главным свои обрядом.

Кроме того, на означенный календарный период приходится Татьянин день - 25 января. И есть все основания полагать, что не случайно. Имя Татьяна происходит от греческого "тато" - утверждать, определять, что как нельзя лучше отражает обязанности Доли.

История появления праздника такова. 12 (25) января 1755 года был подписан императрицей Елизаветой Петровной Указ об открытии в Москве 1-го российского университета. Разработанный Ломоносовым проект взял под свое попечение генерал-адъютант И.И. Шувалов, человек образованный и культурный. День подписания Указа Шуваловым был выбран не случайно. Он хотел послужить Отечеству, но и сделать презент своей любимой матушке Татьяне Петровне в день её именин. "Дарю тебе университет" - произнес ставшую позднее крылатой фразу И.И. Шувалов. Позднее Николай I своим указом распорядился праздновать не день открытия университета, а именно день подписания акта о его учреждении.

Тон этому празднику был задан ещё в 1755 году. Торжества тогда были проведены в петровских традициях, милых и Елизавете Петровне: торжественные речи, а затем иллюминация, фейерверк, угощения, медовуха, театральные представления. В этот праздник отменялись все различия - возрастные и сословные, отменялись все чины и звания, уравнивались богатые и бедные - все они ощущали себя согражданами "учёной республики". Маститые учёные и важные чиновники, преуспевающие предприниматели и модные журналисты ощущали себя в этот день "старыми студентами", вспоминали прекрасные дни своей молодости. Именно поэтому, продолжая древнюю народную традицию, с легкостью и быстротой день основания одного университета стал студенческим праздником всей страны.

* * *

И в наши дни Суденица отмечена в календаре официально - традиция празднования Татьянина дня с 2005 года вновь восстановлена, этот день стал официальным днём студенчества. А, если говорить о студентах, этом славном, беспокойном и весёлом народе, то можно сказать, что доля им выпала счастливая, во-первых, в виде подарка судьбы - студенческих лет, а, во-вторых, с получением образования и соответствующим положением в жизни.

А служительницами (берегинями) Доли в настоящее время можно по праву считать мудрых и чутких работниц профориентации, которые способны распознать в детях их жребий-судьбу и аккуратно направить на верную жизненную дорогу. И тот, кто в юности повстречался со своей Долей, обязательно достигнет в жизни чего-то значимого.

Есть доля и судьба человека, но есть и доля и судьба народа в целом. И пока находятся люди, вплетающие нить своей судьбы в общую судьбу-историю народа, предпочитающие личной выгоде и заморским безделушкам трудный путь сохранения связи времён, не прервётся нить, которую начали ткать наши предки во времена седой старины, не будет напрасен не только их труд, но и труд нынешних поколений. И нить эта - наша родная природная традиция и вера, которая является отражением души нашего народа, его сути, нравственных качеств, способа мышления. Традиция наша дышит необъятной любовью и благоговением к природе, проникнута убеждённостью в постоянном присутствии и участии сверхъестественных сил во всех явлениях. И нет здесь ничего невозможного, так как сама жизнь и окружающий нас мир являются одним сплошным чудом!