С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

Носков Юрий

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

ГЛАВА 6. БУДУЩЕЕ ГОСУДАРСТВА

6.1 СТРАТЕГИЯ БУДУЩЕГО

Мечта - это не то, что уже существует,

но и не то, чего не может быть. Это,

как на земле, - дороги нет, а пройдут

люди, проложат дорогу.

/Из древней рукописи/

Стратегия будущего - это метод обоснованного выбора некоторого ориентира на горизонте. Вы к нему приближаетесь, горизонт убегает вперёд и нужен опять выбор нового ориентира для уверенного движения вперёд. Такими ориентирами для людей всегда были мечты.

Стратегия для государства - это образ его желаемого устройства, системы взаимоотношений людей в нём, его взаимодействие с другими государствами. Хотя было время, когда стратегией государств было расширение территории, подчинение соседних народов, создание колоний. Всё это наиболее контрастно проявилось в имперском типе государства. Но время империй уходит, и вовсе не потому, что сама имперская идея умерла, она утрачивает смысл и востребованность, так как весь земной шар освоен, всё опутано кабелями связи, трубопроводами и транспортными потоками. И сами современные условия жизни людей требуют других подходов и способов самоорганизации. Всё более востребован образ государства как уютного общего дома с садом, где и с экологией и с бытом всё в порядке, и никого не заставляют ходить строем. Такого дома, где тебе всегда рады, где нет бездомных детей и брошенных стариков, откуда можно всегда съездить в гости к соседям или пригласить их к себе.

Сама стратегия для государства как некоторого объекта, всегда остающегося на месте, есть ни что иное как изменение его состояния, то есть его преображение. При этом нужно понимать, что само изменение это процесс неизбежный, хотят люди того или нет - меняются поколения, способы хозяйствования, развивается наука и так далее. Всё это требует модернизации, отражения внутренних и внешних изменений в форме и содержании государства. И здесь можно выделить две различные по подходам стратегии отслеживания изменений - консервативный, когда изменения затрагивают лишь незначительную часть элементов конструкции и принципов организации. Такой подход наиболее безболезненный и при мудром руководстве, своевременной его ротации и преемственности политики наиболее предпочтителен. Но мудрое руководство и все прочие желательные достоинства это вещи больше из области фантазий чем реальной жизни. Отсюда накопление проблем и руководящего балласта, который не желает уходить и не способен отвечать вызовам времени, и тогда проявляется второй подход - реформаторский (революционный в крайней его форме). Такой подход способствует приходу новой команды руководителей, быстрой и радикальной смены приоритетов (образов будущего), но, как правило, весьма болезненный для общества, чреват серьезными разрушениями экономики, что в нашей истории происходило не раз. Сформулированный в третьей главе принцип двухпартийной (состоящей из двух частей) организации политического управления позволяет соединить на практике всё лучшее этих двух стратегических методов модернизации.

Здесь можно сформулировать и ещё одну идею. В технике, например, авиации или компьютерах введено понятие технических поколений. Этот подход можно распространить и на государственное устройство. Таким образом мы можем говорить о государствах первого поколения (племенах), государствах второго поколения (племенных союзах), третьего поколения (царствах, княжествах) и так далее. Соответственно консервативная модернизация как бы осуществляется в рамках одного поколения со своими базовыми принципами, а революционный переход к новому поколению будет означать переход к новым принципам. Важно, что при таком подходе, фазовый переход может стать если не плановым, то по крайней мере прогнозируемым шагом. Особенности текущего момента заключаются именно в том, что назрел не отказ от государств как таковых, а переход к новому поколению государственного устройства, который необходимо ещё нащупать, выявить и внедрить в практическую жизнь.

Авторские предложения по целесообразной стратегии развития страны изложены в настоящей книге. Читатели зачастую обращают внимание на наиболее близкие им частности и не видят общей картины, поэтому в следующем параграфе даётся краткий, максимально конкретный желанный образ страны. Ознакомившись с ним, полезно прочитать книгу ещё раз, чтобы оценить, каким образом предлагается достичь намеченной цели.