Носков Юрий

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

ГЛАВА 5. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА

5.5 882 ГОД - КИЕВ - НОВАЯ СТОЛИЦА РУСИ

От Ильменя на юг по Днепру проходил важный торговый путь "из варяг в греки", ключевую позицию на этом пути занимал Киев, главный город в землях племени полян. Собственного князя у полян не было, власть была захвачена варягами Аскольдом и Диром с дружиной.

Олег со многими воинами объединения племён Руси совершил в 882 году поход на юг. Сначала был присоединён город вольных кривичей Смоленск. Затем перешли в земли северян и взяли древний город на Днепре Любеч. Спустившись по Днепру к Киеву, заманили Аскольда и Дира к себе, где их и убили на том основании, что они не имели права на княжение в отличие от наследников и последователей Рюрика. Дружина Олега была гораздо сильнее киевской, поэтому никакого сопротивления не последовало, а варяги Аскольда и Дира, по всей видимости в дальнейшем по большей части влилась в дружину Олега. Для местных полян нахождение под властью более сильного князя было также делом более выгодным.

После этого Олег переносит центр объединения племён в Киев, о чём летописец сообщает в форме, ставшей нарицательной: "И стал Киев матерью городов русских".

* * *

Исторический аккорд будет иметь следующий вид:

1. Территория и столица.

Территория объединения племён расширилась. В неё полностью вошли кривичи (присоединён вольный Смоленск), а также территория племени полян (земли, прилегающие к Киеву). Столицей государства стал город Киев.

2. Население и его состав.

Население выросло за счёт присоединённых земель. Этнический состав: славяне (словены, кривичи, поляне), финно-угры (меря, весь, чудь, мурома). Присоединение киевщины вносит в этнический состав также и древнее наследие скифов и гуннов. Воинская дружина традиционно сборная как из местных племён, так и пришлых (варяги). Они также имели родственную культуру и обычаи, говорили на одном языке.

3. Формула государственности.

Формула государственности осталась прежней - союз племён. Расширен лишь состав, причём племя полян не участвовало в призвании Рюрика на княжение, а было присоединено. Перенос столицы в Киев, где в отличие от северной Руси предрасположенности к вечевому правлению никогда не наблюдалось, способствовало в дальнейшем переходу от княжеско-вечевого правления к родо-княжескому (правление княжеского рода, лествичное право).

4. Традиционно-мировоззренческая основа.

Представлений об окружающем мире и традиции с расширением государства на юг не изменились, оставаясь в рамках русского многовариантного язычества, добавились лишь его новые вариации. В южных городах Руси появляются незначительное вкрапления носителей монотеизма.

5. Государственно-смысловая идея.

Смысловое единство во многом достигалось общим языком, близкими традициями, обычаями и ценностями. Истоки того, что дало объединяющее название Русь, имелись не только на севере (Старая Руса, Белозеро и т.д.), но и в землях полян, особенно вдоль реки Рось, с глубокими, ещё от сколотов корнями. Поэтому соединение северной Руси и южной Руси было вполне естественно и получило в связи с переносом столицы общее название Киевская Русь.

6. Полит-экономическая модель.

Экономический потенциал княжеской власти существенно вырос как за счёт роста населения, а значит и полюдья, так и особенно за счёт контроля торгового пути "из варяг в греки". Это позволило содержать большую дружину.

7. Международное положение.

Расширение территории усилило международное положение Руси. Контроль торговых путей с севера на юг, с Балтики на Волгу имело важное стратегическое значение. С присоединением полян русское государство вплотную соприкоснулось со степняками. В дальнейшем это направление станет главной оборонительной линией.

8. Система управления и статус первого лица.

Система управления осталась княжеско-вечевой - князь с дружиной обеспечивали безопасность и вершение суда, а хозяйственные и житейские вопросы решались через племенное боярство.

Статус князя остался в целом прежним - руководителя дружины. Однако, если Рюрик имел примерно равный, а может быть даже подчиненный статус по сравнению с советом представителей племён, то сначала в Новгороде этот статус выровнялся, а с переносом Олегом столицы в Киев, князь стал выше представителей племён (бояр).