С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

Носков Юрий

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

ГЛАВА 5. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА

5.2 862 ГОД - НАЧАЛО ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

862 год считается годом основания российской государственности. При этом нужно понимать, что сам термин "государство" возникает не ранее XVI века, поэтому эта дата имеет больше мифологическое значение.

Точные сведения данного периода истории отсутствуют, так что обозначенная дата не только весьма условна, но ещё и приблизительна. В Новгороде в честь этого события в 1862 году был открыт памятник, а само торжество было соединено с празднованием юбилея Куликовской битвы, таким образом закрепив 21 сентября в качестве уточнения даты. Собственно выбор осеннего равноденствия (праздник урожая Овсень) вполне обоснован, так как именно в это время подводились итоги года, уплачивались сборы, заключались новые договоры.

Ипатьевский список Повести временных лет так описывает события тех лет: "В год 859-й. Варяги приходя из-за моря, взимали дань и с чуди, и со словен, и с мери, и с веси, и с кривичей. В год 862-й изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: "Поищем сами себе князя, который бы владел нами и судил по праву". Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные - урмане и англяне, а ещё иные готы - так и эти. Решили русь, чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к словенам. И срубили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой - Синеус - на Белом озере, а третий - Трувор - в Изборске".

Археологические находки в целом подтверждают письменные источники о том, что во второй половине IX века в обозначенном регионе происходили процессы надродовой и надплеменной централизации. Выбор при этом на роль общего князя варяга (не местного в современном понимании слова) вполне этому способствовал. Само слово "варяг" означало вид деятельности, а не этническую или племенную принадлежность. Призвание Рюрика в то время не могло иметь какого-то существенного значения и приобрело свой вес лишь в силу того, что династия Рюриковичей стала в дальнейшем правящей на Руси. Таким образом среди варягов, то есть групп, занимающихся определенной деятельностью, были выбраны близкие по языку, духу, мировоззрению и приглашены для выполнения определенных функций.

Языковое и культурно-мировоззренческое поле, родственное народам, вошедшим в объединение, простиралось в то время далеко на запад, о чём сейчас напоминает во многом лишь топонимика. Именно попытки скрыть этот факт и приводит, как правило, к активности западных историков по переиначиванию русской истории под свои доктрины. Сам Рюрик по происхождению из ободритов - одного из западных славянских племён, о чём говорит и его родовой знак - сокол, падающий с неба, как символ небесного огня (сварожича). Существуют также легенды и о том, что он состоял в родственных отношениях с словенским княжеским родом Гостомысла, что также вполне вероятно.

В российской историографии закрепился 862 год как начало государства, однако истоки государственности могут быть перенесены и на более ранний период, рассматривая племена, в том числе и племя словен, как протогосударства. Наиболее последовательно такой подход отстаивал академик Б.А. Рыбаков, взяв за основу киевское племя полян и пытаясь вывести предысторию государственности от сколотов.

Как правило при рассмотрении событий 862 года у большинства авторов всё внимание сосредотачивается на фигуре Рюрика и его происхождении. На самом же деле главным здесь является другое - несколько разнородных на первый взгляд племён соединились в нечто новое с названием Русь, причём так крепко соединились, что сами эти племена уже перестали существовать.

* * *

Исторический аккорд описываемого события можно представить в следующем виде:

1. Территория и столица.

Территория союза племён определялась регионами расселения племён, вошедших в союз: словене - побережье озера Ильмень, бассейны рек Волхов, Ловать, Мста, верховья реки Молога; кривичи - район в верховьях Западной Двины, Днепра, Волги; меря - район Волго-Окского междуречья; весь - район Приладожья и Белозерья; чудь - район между Чудским и Онежским озерами, побережье Финского залива; мурома - район города Муром.

Первой столицей стала Ладога - крупный город словен, имеющий выгодное географическое положение. С тех пор в народе прочно закрепилось, что богиня Лада (богиня-мать), чьё имя носит город, стала хранительницей Русского государства. Это уже потом её переименовали в божью мать.

2. Население и его состав.

Численность населения сейчас оценить не просто, но она явно была незначительна. Этнический состав - славяне (словене и кривичи) и финно-угры (весь, меря, чудь, мурома). Образ жизни, традиция и система верований были настолько близки, что позволили не только создать государственное объединение, но и дать начало русского народа как такового, в который, как в реку, в дальнейшем вливались всё новые и новые племена.

3. Формула государственности.

Начало государственности совпало к созданием союза нескольких племён. Таким образом начальная конструктивная формула государственности - союз племен. Князь при этом приглашённый по договору для выполнения строго заданных функций. Таким образом начальная функциональная формула государственности - княжеско-вечевая демократия с существенными родо-племенными атавизмами.

4. Традиционно-мировоззренческая основа.

Государство возникло в традиционной языческой среде, отличающейся, в силу своей политеистичности, терпимостью и многовариантностью в рамках общей системы координат обожествления и одухотворения природы в соединении с культом предков. Использованный календарь солнечный с деление года на 8 или 4 части и привязкой его к главных солнечных фазах солнцестояний и равноденствий. Хранителями знаний и традиций выступали в это время главы родов и волхвы, которые не были оформленным жреческим сословием.

5. Государственно-смысловая идея.

Объединительный процесс разных племён произошёл под общей смысловой символикой - русь. Слово "русь (рос)" - обозначает явно не этническую принадлежность, а некие высшие смыслы и духовные ценности. Всё это наиболее полно выражено в священной части русского языка, ставшего важнейшим фактором объединения. Термин "рус" ("рос") имеет глубокие корни не только в славянской этнической среде, но и других местных этносах. Впервые здесь он вышел на передний план и стал как символом, так и объединяющим фактором государства на века вперёд.

Государственная идеология и даже опорная традиция трансформировались в дальнейшем не раз. Но единожды заложенный русский принцип государственности оставался неизменным на протяжении всей истории Государства Российского, давая народу и стране в целом не только самоидентификацию, но и источник для преодоления любых трудностей. Всегда в дальнейшем, когда действия были в русле этого принципа, это приводило к развитию страны как целостного организма, росту её влияния в мире, и, наоборот, отклонение от него неминуемо влекло деградацию, смуты и упадок.

В момент образования союза племён такого понятия как государство ещё и не существовало. Вместо него появилось самоназвание Русская земля (Русь).

6. Полит-экономическая модель.

Оценить экономику новообразованного государства сейчас можно весьма поверхностно на основе лишь археологии. Преобладало натуральное семейное хозяйство с незначительными излишками для также в основном натурального обмена. Охота и рыбная ловля дополняли земледелие. Ремёсла носили индивидуальный характер и не могли дать много продукции. Незначительная внешняя торговля осуществлялась в направлении Балтики и на юг по Днепру. На содержание князя и его дружины собиралось кормление, размер которого был установлен договором.

7. Международное положение.

Объединение потенциала пяти племён и приглашение родственного по духу, обладающего достаточным воинским опытом князя с дружиной позволило обеспечить полный суверенитет новорожденному государству.

При этом внешнее окружение Руси оказалось весьма неспокойным. С северо-запада всё плотнее ощущалось весьма недружественное давление скандинавов, скатывающихся из общего индо-европейского политеизма в воинственный одинизм. С юго-востока подпирала контролируемая иудеями Хазария. С юго-запада нарастало давление Византии, в первую очередь в виде прогрессирующего христианства, во многом определившего смещение славяно-русского поля на восток. Внешние факторы явно сыграли очень важную роль в создании русского государства и являлись во многом определяющими на всём протяжении дальнейшей истории страны.

8. Система управления и статус первого лица.

Создание государства совпало с переходом от родо-племенной организации общества, когда оно представляло собой группу близких семей (по сути одну большую семью), к княжествам, как протогосударственным образованиям. Активно шёл процесс формирования боярства как лидеров сильных родов и торговцев. Развитие городов с торгово-ремесленным смешанным населением способствовало становлению городской вечевой демократии. Система управления начального периода - это соединение структуры глав наиболее сильных племенных родов (бояр), как хозяйственной составляющей, со структурой князя и дружины, как военной составляющей, при некотором смысловом влиянии волхвов (носителей смыслов). Отношения между двумя ветвями власти договорные.

Главой государства на начальном его этапе стал Рюрик со статусом князя, приглашённого по договору для выполнения обязанностей организации военной защиты и вершения суда. За это ему и его дружине полагалось кормление. Такое положение вещей не означала в целом в будущем передачи верховной власти по наследству и закрепилось лишь в силу того, что дальнейшее развитие Государства Российского пошло по великокняжескому, а затем и монархическому пути, а не республиканской схеме, которая на протяжении столетий в дальнейшем проявлялась в Новгороде.