С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

Носков Юрий

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ

3.8. БЕССТРУКТУРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

(БИОПОЛЕ)

Высшая нравственность - это жертва своей

личностью в пользу коллектива.

Высшая безнравственность - это когда коллектив

жертвует личностью в пользу себя самого.

/М.М. Пришвин/

Важнейшим условием для устойчивости российской государственности является потребность в концептуальном единстве власти и народа. При большом различии взглядов на прошлое, настоящее и будущее лишь мудро выстроенное бесструктурное управление способно обеспечить целостность страны. Если структурное управление, являясь формой реализации власти, за доминирование в которой спорят политические группы, может ассоциироваться с понятием Отечества, то бесструктурное управление формирует гражданское общество и связано с понятием Родины.

Анатомическим аналогом организационной и смысловой целостности страны может служить образ биополя человека. Необходимо понимать, что биополе существует не само по себе, а создаётся клетками, работающими слаженно. То есть вклад каждой складывается, а не взаимокомпенсируется. Аналогичную слаженность необходимо иметь и в обществе.

На всём протяжении истории России бесструктурная форма управления присутствовала всегда, начиная с вечевой демократии языческого периода государственности.

В царские времена народное единение проявилось через соборность. В более поздний имперский период истории было известно как мир, а затем, с отменой крепостного права, нашло своё отражение в земствах, концепция которых так и не была, к сожалению, доведена до логического завершения.

В советский период горизонтальная бесструктурная форма управления была широко представлена. Это и советы как непартийная форма управления с концепцией семьи народов в основе, это и принцип демократического централизма, декларируемый в партии, да и сам лозунг единства партии и народа оттуда же. Всё это как-то жило и работало, являясь основой единой семьи советского народа.

Олигархи, захватившие власть в 90-х годах, провели операцию по нейтрализации советской семьи, слив её в направлении американской "демократии". Результатом стало сваливание общества в шкурно-потребительское состояние.

Можно отметить и не очень удачные попытки внедрения горизонтального управления с участием действующей власти. Общественные палаты, формируемые сверху из удобных чиновникам представителей, лишь имитируют общественную активность. Созданный по инициативе снизу Общероссийский народный фронт, был нейтрализован и превращён в ещё одну иерархическую надзирательную общественную структуру.

Выстраивания механизма общественного согласия сверху оказалось провалено, но потребность в нём не отпала.

* * *

Учитывая весь предшествующий положительный опыт бесструктурного социального управления в России и широкие возможности современных средств коммуникации, можно предложить вариант решения этой важнейшей управленческой функции в виде неполитического общественного движения - Общероссийского народного круга. При этом Кремль, то есть действующая регулярная структурная власть, оказывается в центре, вокруг которого движение и создаётся, не противопоставляя себя власти. Цель же здесь не выполнение указаний сверху, а самоорганизация, привлечение внимания как общества, так и власти к определённым проблемам, поддержка общественно полезных проектов.

Есть активные люди, которые хотят жить полноценной жизнью, не влезая в политику. И таких большинство. На них и ориентировано предлагаемое начинание.

Эта общественная организация может на практике решить три важнейшие задачи. Во-первых, обеспечить механизм прямого соучастия граждан как в управлении государством, так и непосредственного разрешения своих насущных проблем на основе общего информационного поля и того, что в нашей культуре называется совестью (дословно "совместная весть"). Во-вторых, реализовать целостность государственного управления при президентской его форме, не все голосовали за президента, но у всех граждан появится возможность быть как услышанными, так и вовлеченными в общественную жизнь. В-третьих, в критических ситуациях, когда требуется максимальная концентрация всех усилий народа, данная организация может обеспечить быстрое и эффективное прямое управление на горизонтальном уровне без посредников.

Для выполнения обозначенных задач Общероссийский народный круг должен иметь соответствующую организацию. Самое главное здесь индивидуальное членство, только это может обеспечить равенство всех участников организации. Вторым важным условием является отсутствие иерархии, что может быть обеспечено как централизованным приёмом, так и самоуправлением. Существенным также является форма финансирования. Общественные организации финансируются либо за счёт членских взносов, либо за счёт спонсоров. Можно использовать оба метода при чисто символических членских взносах как механизме ежегодного учёта членов. Все поступающие средства и их расходование должны быть открытыми, с отражением на сайте движения. При такой структуре организации первостепенное значение имеет её центральный орган, призванный выполнять коммуникационные и координирующие функции. Целесообразно его иметь в виде небольшого Общественного совета (не более 20 человек), состоящего из активных, известных и уважаемых людей, непосредственно обеспечивающих коммуникации. Кроме этого не помешает расширенный совет из руководителей общественных проектов, которые могут собираться раз в год. Для выполнения технических задач необходимо предусмотреть небольшой исполком. Текущее руководство организации может осуществляться членами совета (парами - мужчина и женщина) по очереди (дежурные по стране).

Хорошим подспорьем при организации работы может быть специализированная социальная сеть в Интернете, в рамках которой может вестись как приём, так и основное общение. В отличие от существующих социальных сетей она стала бы эксплуатироваться общественной организацией с понятными целями, финансированием и управлением.

Общероссийский народный круг может выполнить и ещё одну очень важную функцию - кокона для структурной системы государственного управления. В советский период истории роль такого кокона системы власти (первичного фильтра) выполняла партия, а уже внутри неё была система (партийная номенклатура). Но при многопартийности партии уже принципиально не смогут выполнять такую функцию, так как кокон системы в стране может быть лишь один. Попытки внедрить в качестве системного фильтра иноземную религию ничего кроме удивления вообще не может вызывать в силу примитивности мировоззрения и технологии управления. Предлагаемая общественная организация способна обеспечить идеологическое единство страны на основе разумного умеренного патриотизма в рамках общей концепции светского народного государства с опорой на музейную сеть отбора, сохранения и распространения базовых смыслов.