Носков Юрий

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ

3.3. БАЗОВОЕ СТРУКТУРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

(ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА)

Любой хороший регулятор системы

должен быть моделью этой системы.

/закон управления/

Существует наука - Общая теория систем. В этой науке под системой понимается совокупность определённых элементов и устойчивых связей между ними. Государство в этом смысле есть система, где элементами являются граждане.

Теория и практика управления в Общей теории систем занимает центральное место. При этом выделяют бесструктурное управление, при котором связи между участниками неустойчивые, и противоположное ему структурное управление, характеризующееся устойчивыми связями между людьми, которые в основном специализируются на управлении. Такая управляющая подсистема (блок управления, регулятор) сама является системой. Для отличия будем записывать её с большой буквы - Система.

Впервые Система на Руси в виде специализированной структуры государственного управления начинает выделяться явно с 1054 года, когда князь Ярослав перед смертью ввёл порядок передачи власти в Киеве и утвердил в целом принцип управления страной. Эта Система получила название лествицы или лествичного права. Все Рюриковичи считались братьями (родичами), совладельцами всей страны. Старший в роду сидел в Киеве, следующие по значению в менее крупных городах. Княжили в таком порядке: старший брат, затем младшие по порядку, затем дети старшего брата, за ними дети следующих братьев, за ними, в той же последовательности, внуки, затем правнуки и т.д. Те из потомков, чьи отцы не успели побывать на великом княжении, лишались права на очередь и получали уделы на прокорм. По мере смены главного князя все прочие переезжали по старшинству из города в город. Порядок этот позволял сохранять единство страны, но имел много недостатков. Во-первых, отстранение части сородичей от равноправного участия во власти породило процесс их укоренения в отдельных землях, что стало одной из причин, приведшей к раздробленности Руси. Кроме этого лествица никак не учитывало в управлении интересы боярства, то есть глав сильных родов не княжеского происхождения. Это стало дополнительной причиной для раздробленности. И наконец, передача власти в Киеве исключительно по старшинству никак не учитывало способности наследников.

Лествица, как система государственной власти, была адекватной формой управления, характерной для военно- аристократического строя, переход к которому на Руси произошёл при Святославе. В дальнейшем в его недрах начали выстраиваться феодальные отношения, которые в итоги привели к переходу к местничеству, как новой формы Системы, соответствующей феодальной формации. Сам термин, по-видимому, восходит к известному с 14 века обычаю распределения мест московских бояр за княжеским столом (отсюда сам термин «местничество»). Местничество - это система распределения служебных мест при назначении на должности военной, административной и придворной службы с учетом происхождения, служебного положения предков и личных заслуг, где происхождение играло определяющую роль. Местничество просуществовало до конца XVII века и было отменено в 1682 году. В рамках местничества возникло дворянство, причем сформированное в период местничества получило в дальнейшем название столбового (родовитость и занимаемые должности записывались в разрядные книги в виде столбцов, отсюда и название). Эта Система была шагом вперёд по сравнению с лествицей, но имела также массу недостатков, в первую очередь, неспособность большинства родовитых представителей выполнять возложенные на них функции управления, поэтому и была отменена, а разрядные книги сожжены.

После некоторого периода управления в ручном режиме Петром I была внедрена новая Система государственного управления на основе "табели о рангах" (утверждена в 1722 году). Табель о рангах - это законодательный акт, определяющий порядок прохождения службы чиновниками. Устанавливал 14 рангов (классов, классных чинов) для трёх групп служащих: военные (сухопутные и морские), штатские и придворные. Табель о рангах открыл возможность привлекать к управлению таланты из более широких слоёв населения, в том числе и иностранцев, хотя влияние принципов местничества на практике также присутствовало. Этот вид Системы просуществовал в России вплоть до Октябрьской революции 1917 года.

С образованием Советского государства система государственной службы приобрела ярко выраженный партийный характер, то есть даже мало-мальски значимые должности могли занимать лишь члены партии. Но это был лишь фильтр. Внутри партии была образована особая структура - номенклатурная иерархия. Существовали явные и неявные правила попадания и поведения людей в данной властно-управляющей структуре. И данная иерархия на территории СССР и своих союзников не имела над собой вышестоящих элементов. Аристократическое образование в СССР было распространено на всю страну, вплоть до самой дальней деревни. Кадровый отбор шёл из представителей всего общества, что и обеспечивало развитие страны. Партийная номенклатура была упразднена на январском пленуме 1987 года по кадрам, а окончательно с отменой статьи Конституции СССР о руководящей роли компартии в 1990 году. Это стало главной причиной разрушения СССР.

В дальнейшем номенклатурная структура продолжала существовать по инерции, постепенно деградируя. В период, когда шёл активный процесс приватизации под прикрытием криминальных разборок и локальных войн, тем, кто оказался волею случая у кормила Государства Российского, было не до строительства обновленного государства и создания новых систем управления. Да и квалификация их оказалась далека от той, которая требуется для решения обозначенной задачи. Ситуация усугублялась ещё и тем, что в процесс внутрироссийского управления активно вклинились структуры других государств и надгосударственных структур. У каждого из них имеются свои системы, которые выстроили свою периферию на нашей территории. Эти управляющие элементы систем других государств и надгосударственных структур можно определить как "антисистему". Адепты антисистем действуют под прикрытием лозунгов интеграции в единое мировое, христианское, американское или европейское пространство. Однако, в стране существуют люди, в том числе и в органах госуправления, которые не готовы смириться с внешним управлением нашей страной, а значит способные внедрить суверенную Систему управления.

* * *

Попробуем здесь предложить жизнеспособный вариант Системы, задействовав всё лучшее из четырёх предыдущих её реализаций, соотнося с опытом других стран, и конечно же учитывая современное состояние общества в целом.

Для начала необходимо определиться с общей структурой социальной кристаллизации. Либо это будет иерархия как и ранее, но с другими элементами, и мы постепенно возвратимся к старой схеме с некоторым новым идеологическим и элитным наполнением. Либо это будет сеть с опорой на родную культурно-мировоззренческую матрицу с социально ответственной микрогруппой управления вверху. Наиболее предпочтительным вариантом может стать совмещение этих двух управляющих (системообразующих) методов, так как каждый из них имеет свои преимущества. При этом общая теория систем подсказывает, что при создании действенной системы управления для иерархической системы хорошим регулятором будет иерархический моноблок с дублированием, а для плоской сети - плоская микросеть с дублированием. Учитывая, что в современных условиях иерархическое государство в силу своей неповоротливости, с одной стороны, не способно адекватно реагировать на ускорившийся темп жизни, а, с другой стороны, появление нескольких сильных иерархических государств ведёт неизбежно к их столкновению, то более целесообразной можно считать общую плоско-сетевую структуру социального устройства государства. Такая структура к тому же наиболее соответствует понятию демократической страны. При этом в структуре страны имеется и иерархическая вертикаль исполнительной власти во главе с Президентом, что центрирует общую сеть, обеспечивая адекватное текущим задачам оперативное управление.

Использование самостоятельной иерархически-сетевой структуры управления может стать очень хорошим шагом вперёд для развития российской государственности.

Кроме положительного опыта предшествующих реализаций Системы, при создании новой структуры государственного управления весьма полезно обратить внимание на устройство и методы работы современных сетей связи. Нужно хорошо понимать, что без них само управление весьма затруднительно. Телефонная сеть это одна из самых серьёзных систем, созданных человечеством. Вся она в масштабах планеты работает почти синхронно, объединяет различные государства, которые в это время могут даже находиться в состоянии войны, использует различные каналы и способы передачи сигнала, здесь одновременно работает как самая современная техника, так и оборудование полувековой давности. Она постоянно преображается, причём без перерывов в работе. Лучшей технической аналогии для социальной системы трудно придумать, особенно с появлением сотовой связи. Отдельные телефоны при этом - это аналог людей, а телефонные станции - аналог семьи или организации.

Если посмотреть на телефонную сеть сверху, то увидим плоское переплетение каналов и узлов. Но на самом деле функционально внутри сети имеется ещё одна сеть - сеть управления (сигнализации). Когда абонент набирает номер, включается в работу сеть сигнализации, которая проверяет всю цепочку каналов между абонентами, подает сигнал вызова. И только затем включается в работу транспортная сеть, обслуживающая разговор. Большую часть пути сигналы сигнализации проходят по тем же физическим путям, что и основной разговорный поток, но имеется и специальное оборудование. На общероссийском уровне сеть сигнализации имеет 8 узлов, связанных каждый с каждым, вот они и обеспечивают всё управление каналами и сигналами на макроуровне. На первый взгляд нет никаких государственных границ для телефонных сетей, но у суверенных государств узловая система сигнализации своя и, если телефонную сеть такой страны отключить физически на границе, то внутри страны она продолжит нормально работать.

В телекоммуникациях имеется удобная и наглядная методология описания сетей - Модель взаимодействия открытых систем, которая систематизирует взаимодействие отдельных элементов. Имеется хорошо проработанная теория массового обслуживания. Вполне могут пригодиться методы и подходы синергетики. Переведя имеющиеся в телефонии приёмы на язык социальных аналогий, можно получить пример эффективной и чрезвычайно надежной системы управления. Стоит лишь уточнить, что в государственной Системе целесообразно иметь не 7 уровней как в телекоммуникациях, а 9, что позволяет использовать накопленный ранее опыт государственного управления. А развитием могло бы стать её удвоение (дублирование). Усиливается в настоящее время и непосредственная роль телекоммуникаций в социальном управлении, поэтому чрезвычайно важно, чтобы программное обеспечение для средств связи, поисковых систем, других систем работы с информацией разрабатывалось внутри страны под полным контролем российской Системы.

Технические аналогии при проектировании Системы полезны, но они бесспорно второстепенны по отношению к родной культурно-исторической базе, которая только и может стать настоящей её основой. При создании Системы принципиально невозможно использовать ни базовые принципы других государств и народов, ни их календарно-смысловую матрицу, ни их представителей, так как это может привести лишь к выстраиванию периферий их систем. Что конечно же недопустимо.

* * *

В нашей культуре и традиции имеются свои глубинные основы, позволяющие создать эффективную управляющую структуру страны. Уходящая в глубь тысячелетий языческая традиция доносит до нас образы небесного восьмеричного пантеона Сварги. В дальнейшем эти образы в видоизмененном виде проникли и в православие, использовалась восьмерка и в советский период. Задействовав принцип дублирования и введя центрирование, можно предложить организационную семнадцатиядерную распределенную микросеть верхнего уровня. Назовём её образно - Башни Кремля. Эта структура сможет стать основой стратегического управления страной. С оперативным же управлением вполне может справиться иерархическая вертикаль исполнительной власти.

Система это конкретные люди, обеспечивающие государственное управление, поэтому подготовка и отбор кадров необходимы особые и конечно же из всех слоёв общества. Функции первичного фильтра при этом может выполнять поле, создаваемое бесструктурным управлением в рамках актива, как ранее это делалось в рамках правящей партии. Дополнительным фильтром здесь может быть также принадлежность претендентов к коренным народам России.

Для того, чтобы управление было эффективным, необходимо слаженное действие как управленцев, так и понимание правил игры всеми остальными. Это общее понятийно-смысловое поле страны формирует образование, в первую очередь конечно же высшее. ВУЗы задают поток кадрового обновления всех отраслей и сфер жизни. Кроме того эта среда обеспечивает выстраивание личных знакомств, которые позволяют в будущем решать вопросы на уровне горизонтальных профессиональных связей.

Соизмеряясь с общей структурой Системы, было бы полезно определить 17 стратегических системных ВУЗов как механизм воспроизводства ядер Системы. Подход здесь может быть исключительно функциональный, а не территориальный. Это не значит, что все выпускники других ВУЗов станут второсортными. Талантливый студент периферийного ВУЗа, отучившись 2 - 3 года, может завершать обучение в головном институте системы. То есть каждый ВУЗ страны входит в одну из групп с системным институтом во главе. Например, головной ВУЗ МГУ и все университеты в его группе; головной ВУЗ Санкт-Петербургский политехнический университет и все политехнические институты в его группе; головной ВУЗ МЭИ и все энергетические и радиоэлектронные институты в его ведении; головной ВУЗ Академия Можайского и все институты авиакосмической направленности в его ведении; тоже самое для педагогических, транспортных, сельскохозяйственных ВУЗов и так далее. Особая роль у Академии госслужбы, которая не только призвана готовить исполнителей для государственной и муниципальной службы, но также имеет отделения по повышению квалификации для тех, кто приходит в текущее государственное управление, то есть по обучению работе с административной системой. Важную функцию могут взять на себя и клубы выпускников, обеспечивая системное сопровождение выпускников.

Экономическую же основу системных ядер могут обеспечить государственно-народные корпорации. Примерами здесь могут быть Российские сети, Ростелеком, Газпром, РЖД и так далее. По форме их стоит сделать почти акционерным обществам, с той лишь разницей, что все голосующие акции должны принадлежать государству, а привилегированные акции в виде акций Фонда коллективных инвестиций только гражданам России. То есть реализуется народно-государственная форма собственности. Таким образом эти системные ядра создадут опорный костяк всей экономики страны, перекрыв сферу естественных монополий и обеспечив функциональное единство страны.