С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

Носков Юрий

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВА

2.3 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СТРАНЫ

(ОДЕЖДА)

Сущность права состоит в равновесии

двух нравственных интересов: личной

свободы и общего блага.

/Владимир Соловьев/

Различные авторы, используя свои подходы, с различной степенью наглядности и целеполагания, могут создать самые разные описания государства (страны и её устройства). Однако имеется одно описание, имеющее официальный формализованный вид. И таким описанием является в каком-то смысле законодательство страны.

С точки зрения использованной в настоящем трактате анатомической аналогии законодательству больше всего соответствует одежда. Как человека встречают по одёжке, так и о том или ином государстве судят поначалу по его формальному внешнему описанию. При этом законодательство это и парадный костюм, и смирительная рубашка, и рабочая спецовка, и много чего ещё. Так что модельерам в данной непростой области нужно сильно постараться, чтобы всё и выглядело прилично, и было удобно и практично.

Наглядное сравнение с одеждой позволяет подчеркнуть описательную составляющую законодательства. А вот для правоприменительной практики подойдёт другое сравнение - с правилами уличного движения. Только движение в данном случае уже затрагивает все сферы жизнедеятельности.

При этом необходимо ещё раз подчеркнуть, что законодательство есть всего лишь описание государства, а не само государство. То есть одежда не является телом, а правовые нормы лишь упорядочивают движение, а вовсе не определяют то, куда и зачем кому-то ехать (как жить).

В разных странах сложились свои представления о правовых нормах, они тесно увязаны с традициями народов. И то, что хорошо для одних, совсем не значит, что будет хорошо для других. Имеются свои, сложившиеся исторически особенности и у российского законодательства.

Считается, что российское право берёт своё начало с "Русской правды" Ярослава Мудрого. С точки зрения писаных норм так оно и есть, но конечно же нужно иметь ввиду, что понимание правды существовало с глубокой древности и вершилось ранее князьями и старшими родов без каких бы то ни было писаний. Существенное влияние на формирование российского законодательства как и системы управления государства в целом оказала являющаяся сводом простых и действенных норм прямого действия Яса Чингисхана. В дальнейшем наблюдалось сильное влияние европейского континентального права. Огромная работа по упорядочению законодательства в 19 веке была проделана Сперанским.

Российское законодательство и особенно его использование характеризует ряд особенностей. Во-первых, стоит напомнить хорошо известный афоризм - "строгость российского закона компенсируется необязательностью его исполнения". Во-вторых, не менее известная поговорка "закон что дышло, куда повернул, туда и вышло" отражает реалии использования законодательства как инструмента управления, а не священного писания. В-третьих, с глубокой древности правду на Руси ищут всё же у князей, а не в судах, то есть у власти, а она в России всегда надзаконна. В-четвертых, в основе нашей цивилизации лежит норма - благодать всегда выше закона. В-пятых, в народе есть потребность в том, чтобы правда была для всех, а не только для приближенных к действующей власти.

Современное российское законодательство верхнего уровня состоит из Конституции, конституционных законов, кодексов и федеральных законов. И актов более низкого уровня - указы Президента, постановления Правительства, акты палат Федерального Собрания и законы субъектов Федерации. Всё это копилось, копилось, переписывалось и изменялось, образовав в итоге некий ларец с артефактами, откуда юристы, как фокусники, достают нужные для конкретного случая тексты. Особенно любопытные метаморфозы начались с текстами законов начиная с 2000 года, когда был введён порядок внесения изменений не в действующую их редакцию, а в тексты предыдущих изменений. Всё это приводит во многом к тому, что законодательство утрачивает своё главное назначение - полезного инструмента общественного управления.

Конституция задаёт общие рамки всей конструкции правовой системы страны. Основной закон в России появился в 1905 году (Манифест об усовершенствовании государственного порядка), в дальнейшем принималось несколько конституций, каждая из которых открывала существенно новый этап в жизни страны. Не является исключением и действующая сейчас Конституции 1993 года. Однако кроме определения нового уклада жизни в ней оказались закреплены ряд позиций, отражающих попытку вхождения России в западное сообщество, в котором управление ведётся надгосударственными структурами. Это привело к частичной потере суверенитета страны, а вхождения в западный мир всё равно так и не получилось. И сейчас назрела необходимость восстановления полной субъектности страны, что неминуемо потребует в том числе и существенной правки Конституции. При этом можно будет подкорректировать и другие разделы основного закона не прошедшие испытания временем. В первую очередь необходимо исправить норму, устанавливающую доминирование международного законодательства над российским, установив, что лишь ратифицированные международные акты являются частью российского законодательства. Ещё более важным вопросом является вывод российской финансовой системы из-под внешнего управления, что требует изменения статуса Центрального банка и правил денежного оборота. Не урегулированы в Конституции вопросы взаимоувязки федерального и региональных законодательств, так что проблемы приходится решать административными методами. Этот вопрос вполне может быть решён через трехуровневый механизм принятия Уставов субъектов (принимаются общенародным голосованием или региональными парламентами, затем одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом). Явно искусственным оказалось наделение в действующей Конституции муниципального уровня особым статусом, всё равно он воспринимается на практике как часть единого государственного механизма, а значит стоило бы восстановить соответствие формы и содержания. Требует своего отражения в Конституции и вопрос идеологии, возможно в виде определения широких рамок на общей основе вменяемого умеренного патриотизма. Ни жёсткое навязывание одной конкретной идеологии, ни полный отказ от идеологий явно не оправдали себя. Возможны и другие усовершенствования. Так что изменение Конституции назрело, гонку в этом деле устраивать ни к чему, но и затягивать процесс не желательно. Причём писать новую Конституцию вовсе не обязательно, многого вполне можно достичь с помощью эволюционного изменения действующей.

* * *

Законодательство страны, как и одежда для человека, штука необходимая и во всех отношениях полезная. И нужно, чтобы оно не только отражало современные веяния моды, но и максимально соответствовало своему предназначению. А для этого были бы весьма полезны усовершенствования российского законодательства не только по содержанию текстов, но и по общей форме представления норм и правил их использования.

В первую очередь всё имеющееся законодательство стоило бы перевести в нашу родную цивилизационную систему координат, то есть сделать согласованным с базовыми мировоззренческими кодами народа, только в этом случае оно сможет выполнять те функции, которые от него ожидают. Ныне оно построено по лекалам европейского континентального права, поэтому и существует само по себе, а жизнь сама по себе. Любые попытки исправить ситуацию в рамках существующего положения дел похожи на то, когда тело пытаются переделать под одежду. Нужно же одежду пошить под существующее живое естество, подчеркнув достоинства и сгладив недостатки. Найти базовую формулу общего построения законодательства дело весьма непростое и для этого потребуются не только знания из самых разных областей, но и недюжинный талант.

Во-вторых, стоило бы провести ревизию всего массива законов на предмет полноты, связанности, выполнимости. Такая комплексная ревизия однозначно выявит множество противоречий и дыр в законодательстве. В дальнейшем было бы полезно существенно уменьшить размер текстов с максимальной проработкой точности и однозначности трактовки самих норм. Такое выверенное и упорядоченное правовое поле позволит иметь не только Собрание законодательства, как лукошко с правовыми текстами, но и Свод законов, как упорядоченный формат простых и понятных правил движения на жизненных дорогах, по сути представление всего законодательства как единого непротиворечивого закона, где Конституция это введение, а отдельные законы его главы.

Третьим важным и очень полезным нововведением может стать введение порядка вступление в силу новых законов и изменений в действующие с 1 января того или иного года. Это позволит иметь сбалансированный и выверенный неизменный Свод законов на каждый год.

В-четвертых, было бы весьма полезно реанимировать одну из весьма полезных находок предыдущего периода - законы, определяющие основы для различных сфер жизнедеятельности, обеспечив перекрытие всех жизненно важных сфер. Таких законов нужно немного, они в каком-то смысле ортогональны кодексам и вместе с ними могут выполнить важную роль каркаса для всего законодательства.