С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

Носков Юрий

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВА

2.1 ЧТО ЕСТЬ ГОСУДАРСТВО

(ЦЕЛОСТНЫЙ ОРГАНИЗМ)

Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек!

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек.

/В. Лебедев-Кумач/

Заглянув в глубь истории, можно обнаружить, что государство, как форма существования человеческого сообщества, приходит на смену родо-племенной организации, при которой доминировали семейно-родственные отношения. Отдельные рода объединялись в племена, племена в союзы племён. Развитие ремёсел приводило к появлению групп, объединенных не на родственной, а на профессиональной основе. Аналогичная специализация наблюдалась и для купцов, воинских формирований защитников, возглавляемых князьями. Но всё это ещё до поры, до времени укладывалось в рамки понятий племени и племенного союза.

Качественный переход, отличающий государство от племени или племенного союза связан с появлением лица (или группы лиц), специализирующихся только на управлении и представлении интересов территориально-общественного объединения. Именно такой переход для племён в окрестностях пути из варяг в греки в 862 году и считается официально годом рождения Государства Российского. В честь этого события в 1862 году в Новгороде установлен широко известный памятник 1000-летия Руси. Образование государства было связано исторически с призванием Рюрика на княжение. Хотя Рюрик и был не местным (варяг), но по языку, верованиям (родовой тотемический знак Сварожича - сокол рерик), традиции он был из общего культурно-смыслового мира. Государство родилось под символом "Русь" и в начальный период своего существования получило известность как Киевская Русь.

С этого момента в истории появляется субъект, который изменяясь во времени, стал современной Российской Федерацией. У этого субъекта есть тело - определённая территория и определённым образом распределённое и структурированное население. Субъект находится в определённом культурно-идеологическом поле, а значит есть и те, кто это поле поддерживает. Имеется определённым образом организованная система власти, а значит и люди эту систему образующие. И есть личность, которая государство возглавляет. Трансформации во времени такого субъекта, как перечисленного выше комплекса элементов, посвящена отдельная глава настоящей книги. Сначала же рассмотрим современное состояние государства и его текущую динамику преображения.

Основы российской государственности имеют ряд существенных уникальных особенностей. Государство наше возникло и утвердилось как способ самоорганизации осёдлых жителей леса и лесостепи. Другой очень важной особенностью российской государственности является многонациональность. Это когда элиты объединенных народов являются общей элитой государства, а народ одним Народом. И когда этот принцип нарушался, то и возникали большие проблемы, так именно нарушение этого принципа с разыгрыванием национализмов и явился причиной развала СССР. Третьей и, пожалуй, наиболее важной особенностью нашей государственности является русская система координат (система ценностей, взглядов, норм). В данном случае термин "русская" означает именно принадлежность к системе координат и относится ко всем коренным народам России, а также и к людям других национальностей, находящихся в нашей родной мировоззренческой системе и связывающих своё будущее с нашей страной.

Государственная структура призвана реализовать систему взаимоотношений между людьми, обеспечить безопасность по самым разным направлениям (внешние угрозы, стихийные бедствия, болезни и т.д.), поддерживать механизм использования самого главного человеческого изобретения - разделения труда, осуществления накопления и передачи знаний и тому подобное. В целом цель государства можно охарактеризовать как способ организации осознанной и осмысленной жизни людей на родной земле под родным небом. Возможно это лишь когда все граждане живут достойно (не может же быть хорошо организму, если какому-то из его органов плохо).

В настоящее же время ситуация такова, что требуется создание новой, адекватной вызовам времени формулы государственности. Предыдущую создал Сталин, дальше её только ломали. Причем, Сталину с единомышленниками было много проще, они отгородили страну от мира и выстроили систему управления, к тому же сколько народу угробили пока экспериментировали. Сейчас же это нужно сделать в режиме открытости страны, и страны континентальной, а не островного типа как США или Англия, и самое главное без зачисток проводников неудавшихся путей развития.

При этом необходимо определиться - кто это всё будет делать и для кого. В начальном эпиграфе данной книги отражено, что государство как субъект истории и мировой политики - это территория страны и её граждане, что и определяет - для кого. И есть те, кто не отделяет свою личную судьбу от судьбы страны, обладает концептуальной самостоятельностью и естественным чувством родной системы цивилизационных координат. Вот собственно им и предстоит активизировать процесс естественной родной кристаллизации общества и нейтрализовать воздействия носителей других, чужеродных систем координат.

Исходя из поставленной цели получим и задачи на ближайшую перспективу. Обычно в таких случаях спрашивают: "Что строить-то будем?". Посмотрите, вот допустим перед вами стол. Есть некоторый материал из которого он состоит, есть какая-то его конструкция, отдельные элементы, способы крепления, лак которым он покрыт, его цвет. Вот собственно в государстве также много чего имеется. Именно об этом и будем в дальнейшем говорить. Но у стола имеется и название, например, письменный. Для государственного устройства используют иногда понятия "демократия", "капитализм", "социализм" и т.д. В данной работе попробуем уйти от "-измов", будем использовать для названия государства общеизвестное - Россия, и детально разбираться со всем остальным. То есть строить ничего не будем, будем выявлять важнейшие элементы и предлагать варианты их совершенствования. А если кому-то трудно обойтись без "-измов", то пусть будет ЗДРАВОСМЫСЛИЗМ. Также необходимо напомнить, что слово "политика" этимологически означает "управление государством". Вот в этом смысле и будем его дальше использовать. А в целом будем переходить на родную и живую мировоззренческую схему "85".

Было бы весьма полезно в институтских программах заменить курс "Политологии" на курс "Государствоведения", что не только сделает его гораздо интереснее, но и вольет в информационное пространство позитивный конструктивизм. Это же относится и к кандидатским и докторским диссертациям, заменив понятие "политических наук" на понятие "теория государства".