С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

Носков Юрий

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

ВВЕДЕНИЕ

Государство - это территория страны,

её граждане и обособленная система

управления (власти).

/определение/

Слово "государство" в русском языке имеет два значения. Во-первых, оно используется как синоним слову "страна", а, во-вторых, для обозначения официальных властных структур. Практически все работы, посвящённые теории государства, следуют по второму пути. Настоящий же трактат полностью лежит в русле первого значения, о чём и говорит эпиграф в начале текста. То есть изначально определяется, что народ, живущий на определённой территории, имеет первостепенное значение по отношению к власти. В целом всё это полностью соответствует общим декларациям действующей Конституции России. Однако кроме деклараций нужны ещё и практические формы их реализации, причём не умозрительные и общие, а вполне конкретные, учитывающие реалии текущего исторического момента.

Периодически в мире возникают бредовые идеи отказа от государств как способа самоорганизации жизни общества. Идеи эти далеко не новы, дурят народы ими не первую сотню лет. На первый взгляд всё кажется так здорово, уничтожим государства, не будет границ, армий и так далее. Но вот элементарное моделирование показывает, что при этом либо всё человечество должно будет опуститься до уровня мелких первобытных племен (что невозможно), либо появятся некоторые аналоги государств, но уже кочевые (они сейчас транснациональными корпорациями называются), что в миллионы раз хуже осёдлых, привязанных к территориям государств. И кто сказал, что у них не будет армий и всяких прочих элементов подавления (они уже и сейчас всё это имеют) и кто сказал что они между собой войны не затеют (они и сейчас это делают). Даже сейчас, когда корпорации сильно ограничены государственными механизмами, по степени зомбирования личности, уничтожения культур, разрушения экологии они во много раз превосходят государственные структуры. Транснациональные корпорации кочевников и являются основными организаторами разрушения государственно-социальных устоев, а исполнителями выступают люди с оборванными корнями (утратившие национальную идентичность).

Гораздо более разумным путём видится не отказ от государств, как формы человеческого общежития, а совершенствование самих государственных механизмов с учётом новых вызовов и возможностей. При этом определение понятия государства как целостного комплекса из территории, народа и конкретной системы управления позволяет не говорить о новой государственности даже при кардинальном (революционном) изменении типа власти, рассматривая все события в рамках единого процесса преображения (трансформации) государства.

За тысячелетия существования государств накоплен немалый как положительный, так и отрицательный опыт государственного строительства. Так, например, ещё Аристотель выделял шесть видов государственного устройства; три из них рассматривал как правильные (соответствующие надлежащей добродетели), три - как неправильные, то есть как извращения первых трех (отсутствие добродетели). Правильные виды государственного устройства, по Аристотелю, - царская власть, аристократия, полития; неправильные - тирания, олигархия, демократия. Царская власть - правление одного, имеющего в виду общее благо; тирания - правление одного, руководящегося собственной выгодой. Аристократия - правление немногих, лучших, осуществляемое в интересах всех граждан; олигархия - правление немногих состоятельных граждан, думающих только о собственной выгоде. Полития - правление большинства, отбираемого на основании определенного принципа и пекущегося об общем благе; демократия - правление большинства, неимущих, в интересах исключительно этого большинства. В дальнейшем то, что Аристотель называл политией, стало называться демократией, а что он называл демократией - охлократией. Соответственно можно предположить, что особо качественная организация общественной жизни может получиться при синтезе трёх хороших типов государственности.

Конечно же со времен Аристотеля государствоведение не стояло на месте, тем не менее общий подход, ставящий общественное благо на место главного критерия оценки, стал общепринятым. И настоящая работа также использует его как основу как при оценке текущего состояния, так и при формулировании предложений по совершенствованию российской государственности.

Цели и задействованные методологические приёмы как нельзя лучше отражает использованное в названии книги слово "преображение", то есть речь будет идти не о движение куда-то, а именно о трансформации.

Та или иная страна существует не сама по себе, а в окружении соседей, в контексте общемировых процессов. Поэтому небольшая первая глава книги обозначает положение России в современном мире, а также отражает и общие принципы внешней политики.

Вторая - четвёртая главы книги (основные) посвящены важнейшим вопросам государственности, здесь также формулируются предложения по её совершенствованию эволюционными методами в рамках конкретных условий на дату выхода очередной редакции книги. Для большей наглядности текста используется метод анатомической аналогии. Государство рассматривается как единый живой организм, клетками которого являются граждане. При этом назначение клеток организма страны соответствует как бы социальным функциям - каждый конкретный человек в силу своих желаний, энергии или сложившихся обстоятельств ту или иную функцию выполняет.

Пятая глава эскизно отражает историю преображения Государства Российского с момента его образования. Здесь на основе многокритериального анализа через краткое описание знаковых событий и их роли показан общий процесс трансформации страны.

Чтобы предложения по совершенствованию государства были последовательными и комплексными, необходимо иметь на горизонте идеальный образ будущего страны. Разговор на эту тему начат в шестой главе. Параграф с названием "Желанный образ России" максимально компактно, наглядно и конкретно задаёт этот образ. Тем, у кого мало времени, стоит начинать читать книгу именно с этого параграфа.

Книга уникальна ещё и своей формой, это изменяющийся во времени трактат (аннал). Каждая новая редакция дополняется новыми параграфами, дорабатывается имеющийся текст на основе более глубокой проработки материала, учёта произошедших изменений окружающей действительности и конечно же замечаний читателей. Так что книга постоянно трансформируется с момента своего возникновения в виде статьи "Партийная селекция" в марте 2002 года, в дальнейшем до октября 2012 года она публиковалась под названием "Анатомия государства". До 2010 года текст использовался в качестве инструмента поиска возможной и приемлемой формулы новой российской государственности, затем, после нахождения таковой, началась проработка отдельных важных вопросов. И лишь с 2015 года книга приобрела приемлемый для широкого круга читателей вид.