Юрий Носков

СКАЗАНИЕ О БЕЛОВОДЬЕ

ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ БЕЛОВОДЬЯ

3.4 ОДКБ СНГ - ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СНГ

Вопросы региональной безопасности на территории бывшего СССР призвана решать ОДКБ. Начало эта организация берёт от заключенного в 1992 году Договора о коллективной безопасности, который вступил в силу в 1994 году. В 2002 году на его основе была создана полноценная Организация Договора о коллективной безопасности со своим Уставом. В настоящее время входит 6 стран: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Армения, Республика Таджикистан.

Назначение ОДКБ сформулировано вполне определённо - укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов.

Сейчас ОДКБ действует как самостоятельная структура. Если же её вписать в общую конструкцию СНГ с передачей всех функций выстраивания региональной безопасности, то автоматически будут сняты концептуальные противоречия. При такой схеме лидеры стран СНГ, собираясь раз в год на свои встречи, могут решать принципиальные политические вопросы. Частные же вопросы безопасности ОДКБ СНГ будет решать в общем политическом контексте.

Другим важным ограничением участия стран региона в Организации Договора о коллективной безопасности СНГ может стать условие недопустимости нахождения на их территории каких-либо военных и других специальных объектов спецслужб стран, не входящих в организацию.

Высшим органом ОДКБ является Совет коллективной безопасности, состоящий из глав государств. С учётом упорядочения регионального сотрудничества в рамках СНГ, Совет можно было бы формировать из секретарей Советов безопасности стран-участниц. Исполнительные функции ОДКБ выполняет Секретариат во главе с Генеральным секретарём.

Для региональной Организации по безопасности, как и для СНГ, ЕЭП СНГ, стоило бы предусмотреть в Уставе три различных уровня участия. Ядро организации будет состоять из стран, принявших все базовые соглашения, какое-либо внешнее нападение на кого-то из участников, означает нападение на всех (принцип коллективной обороны). Второй уровень может предусматривать частичное участие по ряду направлений, например, антитеррористическая деятельность, преодоление чрезвычайных ситуаций и т.д. Третий уровень - ассоциированное членство, как переходный этап к более тесному сотрудничеству в сфере безопасности.

ОДКБ с момента своего образования ориентировалась в основном на оборону. В дальнейшем, не ослабляя внимания к военно-оборонному сотрудничеству, стоило бы в рамках организации перекрыть все сферы безопасности. Это и антитеррористическая деятельность, преодоление стихийных и техногенных катастроф, и безопасность на транспорте, энергетике, и борьба с эпидемиями и эпизоотиями, и много других важных сфер. Создавать какие-либо специальные подразделения на надгосударственном уровне совершенно ни к чему. Необходимы лишь Советы глав соответствующих силовых ведомств стран-участниц, да небольшие отделы по направлениям в рамках исполнительного Секретариата. Такая структура вполне способна обеспечить координацию борьбы с текущими вызовами. А при возникновении серьёзных проблем, учитывая несоизмеримый вес и возможности стран, руководство их преодолением всё равно придётся брать на себя России. В этом случае Совет и Секретариат ОДКБ СНГ вполне способны обеспечить посильное участие других стран организации в преодолении таких проблем.

При выстраивании системы коллективной региональной безопасности необходимо учесть и все ошибки, допущенные когда-то в рамках Варшавского договора. Не должно быть никакого принуждения стран, которое через какое-то время неминуемо оборачивается ещё большими проблемами. ОДКБ СНГ это организация по безопасности, а не военный блок, так что не должно быть и никакого участия её в решении задач вне территории Организации. Коллективный адекватный ответ может быть лишь на внешнюю агрессию.