Юрий Носков

СКАЗАНИЕ О БЕЛОВОДЬЕ

ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ БЕЛОВОДЬЯ

3.3 ЕЭП СНГ - ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО СНГ

Экономика региона весь период, прошедший с момента роспуска СССР, оставалась основным объединительным фактором, не взирая ни на какие политические перипетии. И это не удивительно, учитывая то, что хозяйственный комплекс СССР создавался как единое целое, резать пришлось по живому.

В настоящее время ядром экономической интеграции является ЕАЭС в составе пяти стран: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Армения.

Оформление экономической интеграции с 1991 года претерпело множество трансформаций. Сначала вся работа велась непосредственно в рамках оргструктуры СНГ, затем в 1995 году создан Таможенный союз, который в 2000 году трансформировался в ЕврАзЭС. В 2007 году подписан договор о формировании единой таможенной территории и создании нового Таможенного союза. К 2012 году завершено формирование и ещё одной организации - Единого экономического пространства (ЕЭП).

В развитие ЕЭП был создан Евразийский экономический союз (ЕАЭС), призванный поднять экономическую интеграцию на новый уровень. Он заработал с 1 января 2015 года. В рамках этой организации кто-то даже предполагает какие-то надгосударственные органы создавать. Однако страны СНГ не хотят расставаться с суверенитетом. И тут просматриваются две тенденции. С одной стороны видны потуги определённых сил в России восстановить единый монолитный Союз с управлением из Москвы, что совсем не устраивает участников организации. С другой стороны, что очень настораживает, контроль над ЕАЭС явно пытается прибрать к рукам одна из западных надгосударственных структур. Так что никакого реального проку от ЕАЭС не просматривается.

Гораздо перспективнее будет развивать экономическую интеграцию под политическим зонтиком СНГ. При этом из организационных структур предшествующего периода наиболее точно по названию подходит ЕЭП, нужно лишь добавить к нему аббревиатуру СНГ. Получится - Единое экономическое пространство СНГ. Переход к этой схеме предельно прост - достаточно на очередном саммите ЕАЭС переименовать этот союз в ЕЭП СНГ и всё сразу встанет на свои места, примет концептуально законченный вид. На этом же саммите ЕАЭС в уставе организации можно будет поменять не только её название, но и какие-то пункты, отражающие общие организационные вопросы.

Такая концепция ЕЭП СНГ автоматически предполагает, что участниками организации могут стать лишь члены СНГ. Это в свою очередь позволяет перенести сюда с уровня СНГ Совет глав правительств. Порядок его работы на начальном этапе можно оставить без каких-либо изменений.

Для ЕЭП СНГ, как и для политического уровня СНГ, целесообразно в Уставе организации предусмотреть три уровня интеграции. Первый уровень - это страны с общей таможенной территорией, это ядро организации. Второй уровень - частичное участие, по отдельным экономическим секторам, например, железнодорожный транспорт, связь, авиация и так далее. Третий уровень - ассоциированное членство, предусматривающее преференции в торговле и участие лишь в отдельных соглашениях организации.

В дальнейшем с уровня СНГ на уровень ЕЭП СНГ можно было бы передать все экономические структуры организации: Экономический совет, Статистический комитет и так далее. А возможности перенесённого сюда Экономического суда СНГ стоило бы существенно расширить, сделав его полноценным Арбитражным судом, который мог бы рассматривать не только экономические споры между государствами-участниками ЕЭП, но и стать высшей арбитражной инстанцией в спорах по межгосударственным договорам хозяйствующих субъектов.

Преемственность с символами и образами недавней общей позитивной истории позволяет обратить внимание на один замечательный объект в Москве - ВДНХ (Выставку достижений народного хозяйства). Там имеются павильоны всех стран СНГ, фонтан Дружбы народов и много чего ещё интересного. ЕЭП СНГ могло бы активно задействовать этот объект в своей работе, разместив там какие-то свои структуры управления, совместив это с целенаправленной выставочной деятельностью. Подобные объекты могли бы появиться и в других странах Содружества.

Наиважнейший нерешённый вопрос экономической интеграции - валютно-финансовый. Неоднократно поднимались вопросы введения единой валюты и взаиморасчётов без использования внерегиональных валют. К сожалению решение не найдено до сих пор. При мягкой форме интеграции введение единой валюты невозможно принципиально. Поэтому можно предложить иной вариант. Стоит обязать предприятия стран ЕЭП СНГ во взаимных расчётах использовать только валюты стран-участниц, причём только тех из них, кто создаст соответствующий механизм для этого. Координацию расчётов мог бы взять на себя Клиринговый центр ЕЭП СНГ и перенесённый сюда Финансово-банковский совет СНГ. Не помешает и какой-то специальный банк ЕЭП СНГ, причём исключительно как исполнительный механизм для финансирования проектов, затрагивающих несколько стран Содружества. Предполагается, что под конкретный проект страны-участники вносят свои доли в этот банк, который в дальнейшем и будет финансировать работы.

Региональное интеграционное объединение существует не само по себе, оно лишь часть мировой экономики со всеми её достоинствами и недостатками. Поэтому требуется встраивание ЕЭП СНГ в общемировой контекст на концептуальном уровне. Наиболее подходит для этого Всемирная торговая организация (ВТО), но с некоторыми коррективами. В настоящее время ВТО по большому счёту ориентирована на однополярный мир с выстраиванием специализации регионов в рамках общих правил. Однако базовые положения организации допускают и использование других принципов регионализации. Именно эту возможность и стоит развивать, возможно даже с инициированием принятия нового устава организации, закрепляющего этот путь как стратегический для ВТО. При таком подходе межотраслевые балансы и способы организации экономики для разных регионов могут быть разными, учитывающими климатические, ресурсные и другие особенности. ВТО же при этом может взять на себя вопросы согласования цен на товары и услуги без вмешательства во внутрирегиональные процессы. Такой подход автоматически предусматривает одинаковые условия ВТО для всех стран регионального экономического союза, над чем и придётся поработать, в том числе и получением статуса члена ВТО Белоруссией.