Юрий Носков

ВВЕДЕНИЕ В КОСМИЧЕСКУЮ ЭРУ

Концепция геостационарной политики

2. ЦИВИЛИЗАЦИИ. ВЗГЛЯД ИЗ БЕЛОВОДЬЯ

2.3. ТРИО ЮЖНОЙ АМЕРИКИ

Европейская колонизация самым существенным образом переформатировала Южную Америку, что наиболее явно видно по языкам народов региона. А после формального обретения независимости континент попал в зависимость от США в рамках доктрины Монро, согласно которой Южная Америка рассматривается исключительно как зона безраздельного контроля со стороны северного соседа, в первую очередь, через Организацию американских государств (ОАГ), через вписывание в свой контекст политиков и элитных групп региона, организацию через них в дальнейшем разграбления местных ресурсов и навязывание зависимой политики.

Тем не менее здесь всегда были и есть сейчас люди, хорошо понимающие это и желающие другой судьбы своим народам. К тому же тектонические изменения мировой политики со смещением активности из Европы и Атлантики в Тихоокеанский регион открывают континету с его выгодным географическим положением и значительным экономическим потенциалом отличные возможности для развития, с перспективой стать одним из полюсов мировой политики. Но для этого странам региона нужно научиться играть единой слаженной командой. Какая-то работа в этом направлении ведётся, хотя и не всегда последовательно.

На политическом уровне объединительный процесс в настоящее время развивается в рамках CELAC (Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна), образован 23 февраля 2010 года. В него входят все 33 государства Южной Америки, включая Мексику. Возникла она из Группы Рио, механизма политических консультаций для согласования единых латиноамериканских позиций по региональным и международным проблемам. Здесь планируется использовать опыт ЕС, даже предпринимаются попытки введения единой валюты. Но вряд ли опыт ЕС будет здесь полезен, учитывая полную зависимость ЕС от США. Пожалуй, для объединения Южной Америки больше подойдёт концепция СНГ с его мягкой формой объединения суверенных разнородных государств, чем бюрократическая модель ЕС. Имеются и более локальные объединения: Андское сообщество, объединяющее ряд стран западного побережья континента, и Боливарианский альянс (ALBA), в который входят страны Карибского бассейна.

Всё же реальным локомотивом региональной интеграции, в первую очередь экономической, выступает пока лишь МЕРКОСУР (Южноамериканский общий рынок), куда входят Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай. Имеются в этой организации структуры и межпарламентского взаимодействия.

Однако по настоящему Южная Америка проявится как цивилизация лишь с пробуждением своих древних самобытных корней. При этом Бразилия, Аргентина и Мексика, которые во многом взаимодополняют друг друга, смогут выполнить роль цивилизационного ядра.

Бразилия, как основной участник южноамериканского объединения, входит в БРИКС. Эта организация может стать в будущем мировой площадкой выработки правил планетарного общежития. Поэтому Бразилии может быть делегировано право представлять регион на мировой арене.

Вторая по потенциалу Аргентина, как правое крыло цивилизации, могла бы обеспечить координацию деятельности стран тихоокеанского побережья, реализовав это через Боливию, если поможет ей вернуть выход к океану.

А Мексика, от которой отгораживаются США, может стать северным форпостом цивилизации.

Если в рамках CELAC будет применяться концепция невмешательства во внутренние дела стран-участниц, то сосуществование стран с разными моделями политического устройства станет вполне приемлемым и даже выгодным.

В стратегически очень важной сфере освоения космоса Южная Америка очень сильно отстала от лидеров. Лишь в 2007 году Бразилия и Аргентина совместно смогли запустить ракету и то пока лишь по баллистической траектории. Возможно, лишь создание общего Южноамериканского космического агентства может исправить ситуацию, позволив консолидировать как финансы, так и научно-технический потенциал региона. Космос во многом определяет будущее человечества, так что не экономика или даже обеспечение безопасности здесь главное, а вопросы во много раз более важные.

В силу удалённости и плотной опеки региона со стороны США сотрудничество России со странами Южной Америки ранее было незначительно, но оно имеет хорошие перспективы на будущее. Экономические, культурные и научные связи здесь имеют первостепенное значение. Россия могла бы обозначать своё присутствие на континенте через сеть "Русских домов", ставших неформальными кураторами как культурного обмена, так и подспорьем предпринимателям для нахождения деловых партнеров. А на государственном уровне нужны ежегодные межцивилизационные саммиты, они не обязательно должны быть на уровне первых лиц, здесь гораздо более важна регулярность, их актуальная тематика.