Юрий Носков

РУССКИЙ КОСМИЗМ

ЧАСТЬ 2. ПРИКЛАДНЫЕ АВТОРСКИЕ РАБОТЫ В РАМКАХ РУССКОГО КОСМИЗМА

ГЛАВА 2.2. ПОЧВЕННИЧЕСТВО

2.2.1. СВЯЩЕННОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

2.2.1.3 НАРОДНАЯ ТРАДИЦИЯ

Конкретные природные условия, приёмы хозяйствования, образ жизни людей нашли отражение в народной традиции. Слово это происходит от латинского «traditio» и означает «передача». Имеется ввиду передача признанных большинством норм поведения, систем ценностей, обрядов и фольклора, образа жизни, хозяйственного уклада. Веками гранился и шлифовался жизненный уклад. Всё лишнее, не соответствующее народному характеру, отсеивалось. недостающее рождалось на месте или в адаптированном виде заимствовалось у соседей.

Чрезвычайно важную роль в традиции выполняет годовой календарный круг с его праздниками и знаковыми датами. Круговерть смены времён года и связанные с ними обычаи как гироскоп удерживают общество в стабильном состоянии. Есть праздничный годовой круг, отражающий текущее государственное устройство с его символами. Для краеведения же гораздо важнее другой праздничный круг – тот глубинный и основополагающий, что несёт в себе многовековую традицию жизни. Этот круг народных праздников имеет астрономическую основу, поэтому максимально деполитизирован. Он проявлен во множестве вариантов, отражающих как национальные особенности, так и местные обычаи. Всё это придаёт народным праздникам объём и многокрасочность.

Не меньшую роль в традиции играет и совокупность обрядов и обычаев, связанных с кругом жизни человека. Именно через них на массовом обыденном уровне передаются основополагающие смыслы жизни, обеспечивается связь поколений. Что очень важно, русский народный календарь в целом имеет также смысл круга жизни человека.

Опыт многих поколений, как правило, передаётся на неосознанном уровне. Само значение слова «обычай» наиболее точно передаёт суть, люди действуют так, а не иначе, потому что так делали их родители, бабушки и дедушки. При этом конечно же нужно понимать, что были те разумные от народа, что эти обычаи и заложили. Нужны такие таланты от народа и в наши дни, чтобы учесть особенности времени, адаптировать и осовременить весь предшествующий опыт, не изменив сути.

Таким образом, подытоживая вышесказанное, народную традицию можно считать третьей важнейшей составляющей священного краеведения.