Юрий Носков

РУССКИЙ КОСМИЗМ

ЧАСТЬ 1. ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ РУССКОГО КОСМИЗМА

ГЛАВА 1.4. СОЦИОКОСМИЗМ

1.4.3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО СОЦИОКОСМИЗМА

Для развития русского социокосмизма, также как и других направлений космизма, необходим общий принцип, способный стать основой как для обобщения предыдущего положительного накопленного опыта, так и синхронизирующий усилия многих исследователей и практиков на перспективу. Таким принципом может стать - целостность.

ЦЕЛОСТНОСТЬ - ЭТО КОНКРЕТИЗАЦИЯ ОБЪЕКТА РАССМОТРЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОПИСАНИЯ ЕГО ГРАНИЧНЫХ УСЛОВИЙ.

Обозначенный принцип требует перед рассмотрением каких-либо социальных процессов определить сначала сам объект, обозначив его границу. После этого описываются внешние факторы и внутренние процессы. Само понятие целостности отражает и другие смыслы, например, "цель".

В развитии русского социокосмизма можно выделить три больших самостоятельных направления.

Во-первых, это разработки в области социального и государственного обустройства и управления применительно к России. Отказ от коммунистической идеологии и практики построения на её основе государства и общества требует поиска и внедрения новых решений. Подобная проектная ситуация в России возникала и ранее, например, после революций 1917 года. Положение усугубляется ещё и тем, что наши геополитические оппоненты пытаются направить развитие событий в сторону отказа от государств как формы общежития народов, перейдя к однополярному миру с управлением из единого центра, превратив остальные территории в подконтрольные протектораты.

Вместо отказа от государств как таковых русский социокосмизм может предложить прямо противоположное решение - развитие самого института государственности, вплоть до корректировки самого понятия. Если до сих пор под государством, как правило, понималась определённая структура управления, то здесь предлагается этим понятием обозначать целостный комплекс из определённой территории, населения и структуры управления. Это открывает новые, порой совершенно неожиданные, возможности, например, позволяет отнести в глубь веков само возникновение государственности. Открываются дополнительные возможности и для создания новых типов государственности, в дополнение к традиционным республикам, царствам (королевствам), федерациям и их комбинациям.

Если научные подходы к осмыслению географических и социальных вопросов государственности как-то определены, то в области общих концепций управления и их практического воплощения дело обстоит не так хорошо. Здесь есть где приложить и ум, и смекалку. В первую очередь хотелось бы обратить внимание на общие схемы наиболее известных типов государственности. Так для царств (королевств, империй) схема разделения властей выглядит как деление на мировоззренческую, военную, гражданскую власть. Для республик обычно декларируется законодательная, исполнительная, судебная власти. Но возможны и другие схемы, причём более согласованные с общим мировоззренческим и культурным кодом народов России. Интересный вариант может быть реализован на основе пятиэлементной схемы разделения властей, такая звезда содержит золотое сечение и несёт в себе гармонию.

Вторым направлением развития русского социокосмизма можно считать развитие его общей методологии.

В советское время всё это реализовывалось в рамках марксизма и социалистического проекта, достигшего вершин в период, начиная с принятия Конституции 1936 года и до окончания войны. Этот проект сейчас во многом наследует Китай с его специфическим социализмом. Оппоненты СССР придумали теорию сложности с её практическим применением в виде управляемого хаоса. Европейцы, почти полностью пока находящиеся под внешним американским окормлением, тем не менее сочинили синергетику, науку ещё молодую, но имеющую какую-то перспективу для развития. Методологию же русского социокосмизма целесообразно развивать на более мощной идейно-смысловой основе общей теории систем, которая в настоящей монографии названа системикой.

Вся окружающая человека действительность пронизана природными ритмами как видимыми, так и скрытыми от глаз, но при этом не менее действенными. Люди в своей жизни кроме того вводят ещё и свои ритмы. Сам социум имеет внутренние резонансные частоты колебаний. Всё это на протяжении истории будоражит воображение людей, находя отражение как в культуре, мистических учениях, так и в науке. Можно предположить, что накоплено уже достаточно знаний, чтобы появилась вполне законченная и стройная теория, отвечающая на обозначенные вопросы.

Серьезным методологическим направлением на стыке социокосмизма и почвенничества может стать круг вопросов, связанных с природной (естественной) опорной системой - природной матрицей. В данном случае имеется ввиду психо-физическое и смысловое пространство, в котором живут люди. В наши дни, с учётом возросших возможностей науки и технологий, наблюдаются процессы создания искусственных пространств, получивших звучное название "матриц", населённых человекоподобными существами. Такие подходы, создавая иллюзию могущества и вседозволенности, становятся основой социально-природных антисистем, нарушая общий природный баланс планеты, грозят неминуемым глобальным катаклизмом. Поэтому выявление, обоснование и практическое развитие круга социальных и производственных отношений, вписанных в природный биогеоценоз каждого конкретного региона, весьма актуален сегодня.

Третьей сферой приложения усилий русского социокосмизма может стать поиск ответов на общие вызовы глобализации как в теоретической области, так и в области практического социального управления общепланетарного уровня. Здесь можно обратить внимание на два вопроса.

Во-первых, это национальный вопрос на мировом уровне. В наши дни мировому сообществу активно навязывается интернациональная доктрина в разных её вариациях. Это либо отказ от национального и создание сублимированных корпоративных существ, либо неявное навязывание одной из национальных культур. За каждым же из народов мира тысячелетия истории, в культурах и традициях закодированы мудрость поколений, навыки выживания в определенных климатических и граничных условиях. Более же внимательный анализ показывает, что духовное и творческое развитие вообще возможно лишь в лоне той или иной достаточно развитой культуры. Поэтому русский социокосмизм может выступить с доктриной прямо противоположной - идеей многонационала, которая в советское время была более известна как концепция дружбы народов. При таком подходе у каждого народа на земле обязательно должна быть родина, где хранится и поддерживается традиционная культура. А во всём остальном необходим поиск подходов совместного непротиворечивого сосуществования культур на общей основе - все мы земляне.

Во-вторых, это вопросы, связанные с таким понятием как цивилизации. Выделение цивилизаций, как региональных общностей с единой (близкой) мировоззренческой и культурной системой координат и комплиментарным (непротиворечивым) этническим составом, противостоит одномерному подходу, когда под цивилизацией понимается лишь общее развитие по эталонам одной из региональных общностей. Для исследования такого феномена как цивилизации полезно ввести ряд понятий по аналогии с феноменом этноса, определяющих смыслы цивилизационного кода как характеристики культурного и мировоззренческого поля смыслов, символов и их носителей. Большой интерес здесь могут представлять как вопросы основ цивилизаций, так и их ритмика, влияние на них как снизу - рост и спад пассионарности, так и сверху - влияние больших идей и связанная с ним корректировка общих смыслов. Немалое значение имеет также и обоснование общих принципов межцивилизационного взаимодействия.

Технологические возможности людей год от года стремительно увеличиваются, в то время как сфера общественных отношений существенно отстаёт. Так что восстановление баланса здесь одна из главных задач. Цена вопроса слишком высока. Об этой цене пытается докричаться до нас Лев Ошанин в строках своей песни "Время":

Чтобы мир этот был невредим,

Мы в ответе с тобой перед ним,

Мы в ответе с тобой перед горным ручьём,

Перед каждым цветущим кустом.

Чтобы не были души пусты,

Чтоб огонь не унес красоты,

Чтобы реки текли, чтобы вишни цвели,

Мы в ответе с тобой за простор всей земли.

Так что дальнейшее развитие русского социокосмизма ждёт своих новых творцов и подвижников как в теории, так и в практических делах. А приведенные строки песни можно считать напутствием им на этом непростом пути.

* * *

Авторским вкладом в развитие данного направления космизма кроме обобщения вклада русской философской мысли в осмысление социальных процессов, обозначения возможных путей дальнейшего развития социокосмизма, можно считать отдельные книги: "Преображение Государства Российского", "Русский народный круг", "Сказание о Беловодье", "Введение в Космическую эру", а также приводимую во второй части настоящей книги вполне самостоятельную работу "Русский ладомир".