Юрий Носков

РУССКИЙ КОСМИЗМ

ЧАСТЬ 1. ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ РУССКОГО КОСМИЗМА

ГЛАВА 1.4. СОЦИОКОСМИЗМ

1.4.2. ПРЕДСТАВИТЕЛИ РУССКОГО СОЦИОКОСМИЗМА

Величиной номер один русского социокосмизма можно по праву считать Александра Сергеевича Пушкина (1799 - 1837) – замечательного русского поэта, драматурга, прозаика, историка. Если М.В. Ломоносов заложил основы современного русского литературного языка, то А.С. Пушкин во всей полноте и красочности продемонстрировал его возможности. Слово же “язык” синоним слову “народ” (выражение "притча во языцах" означает "народное предание"). Вклад Александра Сергеевича трудно даже оценить, образы и ритмы его произведений, впитавшие народные традиции, встречают нас в раннем детстве, закрепляются в школе, а дальше мы уже живём в этой системе координат, не замечая её, как не замечаем окружающий нас воздух.

Неоценимый вклад в развитие политической и правовой науки России внёс Михаил Михайлович Сперанский (1772 – 1839) - российский государственный деятель, почётный член Петербургской академии наук. Под его руководством была проделана гигантская работа по приведению в порядок веками накопленного массива законодательства России, результатом чего были Полное Собрание Законов Российской Империи и Свод законов Российской Империи и рекомендации по их применению. Им заложены принципы организации управления на основе права, методология решения сложных задач соотношения власти и управления, общества и управления, внутренней организации государственных структур, взаимодействия их функций и полномочий в общей системе управления. Причём не только в теории, но и на практике - по его инициативе создан Государственный Совет, разработана правовая основа управления Сибирью, проведены реформы министерств и сената, основан Царскосельский лицей.

Массовое просвещение народа многим обязано Сытину Ивану Дмитриевичу (1851 – 1934), крупнейшему издателю, просветителю, представителю настоящего конструктивного русского народничества. Он непосредственно реализовывал призыв Н.А. Некрасова «сеять разумное, доброе, вечное…». Трудно даже оценить сколько всего было издано Иваном Дмитриевичем, от лубочных картинок до объёмных серьёзных энциклопедий. Он издавал собрания сочинений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, периодические издания, в том числе журнал «Вокруг света», газету «Русское слово». И после революции он не сбежал за границу, сотрудничал с новой властью по вопросам издательства, так что вполне заслуженно стал в 1927 году персональным пенсионером.

Как представителя социокосмизма здесь стоит ещё раз упомянуть и Александра Леонидовича Чижевского (1897 – 1964). Его труды конечно же имеют отношение в первую очередь к общим вопросам русского космизма, но среди них есть и работы, посвящённые связи глобальных природных явлений, особенно солнечной активности, с процессами, происходящими в социуме. Особо здесь стоит отметить его докторскую диссертацию "Исследование периодичности всемирно-исторического процесса", которая была защищена в 1918 году. Так что в наши дни все, кто обращается к исследованию периодических социальных процессов, не может не учитывать и закономерности выявленные Чижевским.

К знаковым фигурам русского социокосмизма бесспорно можно отнести Гумилёва Льва Николаевича (1912 - 1992) - талантливейшего самобытного учёного, историка, этнолога, географа, философа, основателя новой дисциплины в науке - этнологии, лежащей на стыке нескольких отраслей знаний - этнографии, истории, географии, археологии, психологии, социологии. Ему были близки идеи евразийства, концепция биосферы В.И. Вернадского, а также идеи теории культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского. Лев Гумилёв рассматривал этнос как звено между природной средой и обществом. Вершиной его исследований стала оригинальная пассионарная теория этногенеза, описывающая исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим их ландшафтом и другими этносами. И хотя теория не получила научного признания, она определила общий вектор исследований. Введённые Гумилёвым понятия этносферы, пассионарности, комплементарности и многие другие прочно вошли в науку.

Совершенно уникален вклад в русский социокосмизм Сергея Петровича Капицы (1928 - 2012) – учёного-физика, выдающегося популяризатора науки, который почти сорок лет бессменно вёл телепередачу «Очевидное-невероятное». И это не единственная его заслуга, он считается одним из основателей клиодинамики - науки о моделировании социально-исторических процессов, а также математической модели гиперболического роста численности населения Земли.

И многие другие.