Юрий Носков

РУССКИЙ КОСМИЗМ

ЧАСТЬ 1. ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ РУССКОГО КОСМИЗМА

ГЛАВА 1.4. СОЦИОКОСМИЗМ

1.4.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Жить нужно не для себя, и

не для других, а со всеми и для всех.

/Н.Ф. Федоров/

Социокосмизм в общих рамках русского космизма - это совокупность принципов общежития людей, соединённых общим жизненным пространством и общей традицией. При этом общество с единой культурной системой координат предстаёт как социальная галактика с многими созвездиями, звёздами, планетами и лунами. Только космическими объектами здесь выступают люди, как живущие сейчас, так и уже ушедшие, но оставившие память о себе.

Выработка норм и принципов общежития присущи нашему народу не в меньшей степени чем другим народам мира. Практический результат таких поисков - самая большая по территории страна. Значит есть нечто хорошее, заслуживающее внимания, одобрения и развития. Немало и негативных явлений, требующих тщательного анализа и нахождения путей их преодоления.

На протяжении большей части истории России в социальном управлении доминировали сначала православная, а затем коммунистическая идеология. Однако не стоит забывать, что централизованное русское государство полностью сформировалось в языческий период истории, то есть с 862 по 988 год. Длительное время существовало двоеверие, дворянство зачастую предпочитало иностранный язык общения, а народ жил в своём, веками сформированном мире. Не стоит забывать и движение народников в конце 19 – начале 20 веков. Обычно к ним причисляют бомбистов и защитников мелкобуржуазных крестьянских идей. Но было и направление настоящего конструктивного народничества, объединяющего лучших представителей предпринимательства, особенно ярко выделялось оно в среде научных и образовательных слоёв общества. Многое из глубинной народной основы вышло на поверхность и в советский период истории. Поэтому какие-то наработки в русле русского космизма обнаруживаются как в области теории, так и практики. Можно явно обозначить и общие подходы описываемого мировоззрения.

Как и русскому космизму в целом социокосмизму свойственна широта взглядов на научной основе и проектность, то есть активный поиск принципов, методов и форм социальной организации. Магистральный путь видится через развитие науки и техники, способных обеспечить рост благосостояния и высвобождение времени и сил для творчества.

Как и всей русской культуре свойственен поиск правды и социальной справедливости, заветного Беловодья, чуткая гражданская совесть и деятельное соучастие народу. Эти качества отличали лучших представителей отечественной науки, литературы и искусства, таким образом из поколения в поколение формировался феномен русской интеллигенции – уникального явления мировой истории. Поиск правды ведётся не на основе одной социальной группы, вооружённой религиозной доктриной, как в православии, или политической доктриной, как при социализме, и не на основе иерархических схем управления, а в горизонтальном демократическом виде с вовлечением в процесс всех слоёв общества. Можно отметить, что и концепция дружбы народов, как основа национальной политики СССР, возникла именно как проявление русского социокосмизма, а вовсе не на базе интернациональных коммунистических идей.

Вселенскость также можно считать одной из характерных особенностей русского социокосмизма. Идеи ноосферы, сформулированные В.И. Вернадским в конце жизни, отражают это в наиболее общем виде, жаль только, что Владимир Иванович не успел развить тему со свойственной ему фундаментальностью, описав структуру и другие закономерности ноосферы. Вселенскость русского космизма не навязывает всему миру каких-то свои взгляды и конструкции, поиск решений ведётся для всех, как внутри страны, так и на уровне региона или в целом для планеты.

С завершением коммунистического периода истории России и периода управляемого из-за рубежа хаоса у русского космизма есть все шансы занять ведущие позиции как при создании базовых мировоззренческих основ, так и при разработке практических моделей социальных процессов. Особенно это актуально в условиях нарастающей глобализации. Мощная методологическая база русского космизма позволяет найти решения как на уровне культур и традиций, так и форм самоорганизации. Бесспорно, что требует своего дальнейшего развития и сама методология данного направления мысли.