Юрий Носков

РУССКИЙ КОСМИЗМ

ЧАСТЬ 1. ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ РУССКОГО КОСМИЗМА

ГЛАВА 1.3. ЧЕЛОВЕКОКОСМИЗМ

1.3.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Каждый человек должен достигнуть

той вершины, где он, поступая так,

как велит долг, делая возможным то,

что кажется с первого взгляда

невозможным и недостижимым,

проявляет величие духа.

/В.А. Сухомлинский/

Феномен человека в философии русского космизма как нельзя лучше отражают слова В.И. Вернадского. «Как часть планетного земного живого вещества мы инстинктивно и бессознательно ярко чувствуем загадку жизни – своего существования и существования жизни. Это самое глубокое самосознание, когда мыслящий человек пытается определить своё место не только на нашей планете, но и в Космосе».

Русский космизм сумел соединить заботу о большом целом — Земле, Космосе с основополагающими запросами конкретного человека. Здесь человек рассматривается как целостное явление, органично включённое в космические процессы, осознающий вселенскую предназначенность и свою миссию через установление связи с природой и историей, через развитие духовной жизни, расширение миропонимания до вселенского уровня. При этом человек понимается не как игрушка стихийного космоса, а как разумная часть мироздания, несущая в себе смыслы и знания о всей Вселенной, как активный её соучастник и сотворец. Мало того, общая идея постижения и преображения мира в желательном направлении выступает здесь определяющей смысл человеческой жизни.

Русский человекокосмизм нужно чётко отличать от космополитизма, базирующегося на гипертрофированном индивидуализме, присущем западной субкультуре, то есть от идеологии безродных потребителей-выгодополучателей, живущих как вирусы на теле народов. Свободномыслящий человек в русском космизме не отрывает себя ни от родной культуры, ни от общества, ни от судьбы своей страны, но в силу широты мировоззрения открыт к поиску гармоничных, взаимоуважительных отношений с представителями самых разных культур и традиций.

С глубокой древности люди стремились к преодолению ограниченности человека в пространстве и времени, их мечты воплощались в сказочные, фольклорные образы господства над стихиями, эти мечты в русском космизме достигают своей вершины, определяя стратегическое направление для человечества — вселиться в свой большой дом – во Вселенную. Именно эти идеи по всей видимости хотел отобразить мастер, создавший статуэтку человека, смотрящего в небо, найденную в Аркаиме (2 тысячелетие до нашей эры). Эта замечательная фигурка по праву может считаться символом русского человекокосмизма.

Русский человекокосмизм предполагает не только активное участие человека в творческом преображении окружающего мира, но и созидание самого человека. Люди отличаются от всех прочих природных существ прежде всего тем, что практически всё человеческое получают не в виде врожденных рефлексов, а приобретают в процессе обучения и воспитания. Общие идеи активной эволюции и весь объём накопленных знаний позволяет перейти к сознательному развития мира, когда люди направляют его в сторону, определяемую разумом и нравственными нормами, в том числе и применительно к изменению собственной природы.

Важнейшая характеристика русского космизма — гуманизм, не прекраснодушный и мечтательный, а основанный на глубоком знании и понимании природной и космической эволюции. Наиболее рельефно этот вопрос отражён в общей идее становления и развития ноосферы (сферы разума). Ноосфера — это новый этап эволюции биосферы, который подразумевает не только осознание человеком своего места в природе, но и употребление новых средств — психического и духовного порядка, кульминация бессознательной эволюции и начало разумного направленного этапа эволюции.