Юрий Носков

РУССКИЙ КОСМИЗМ

ЧАСТЬ 1. ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ РУССКОГО КОСМИЗМА

ГЛАВА 1.2. ПОЧВЕННИЧЕСТВО

1.2.3. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ПОЧВЕННИЧЕСТВА

Развитие русского почвенничества точно также, как и общая методология космизма, нуждается в основополагающем концептуальном принципе, способном объединить огромное наработанное наследие в единое целое. Таким принципом может стать ЗЕМЛЕЦЕНТРИЗМ.

ЗЕМЛЕЦЕНТРИЗМ - ЭТО ПОЛОЖЕНИЕ НАБЛЮДАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ КООРДИНАТ.

Землецентризм в данном случае выступает противовесом я-центризма (человекоцентризма). То есть, как бы человеку не хотелось считать себя центром вселенной, но нужно признать, что он всего лишь неотъемлемый элемент планеты Земля. И как бы люди далеко не забирались в космос с помощью технических средств или непосредственно пилотируемых полётов, мы всё равно будем заложниками уникальной природной системы нашей планеты. И если в будущем люди освоят другие планеты, то это будут уже и не совсем люди в нашем сегодняшнем понимании, по крайней мере не земляне, настолько сильно влияние среды обитания.

То есть, как бы далеко не уносила нас мысль, как бы не росли возможности человека, никогда не следует забывать об основах - о земле. Это имеет отношение как непосредственно к земле под ногами, так и земле как родной культурной основе. Очень точно всё это передают строки песни на слова Александры Пахмутовой:

В земле наши корни

В земле наша правда,

И силы в плечах - от лугов и полей.

Земля и оденет, земля и накормит,

Ты только себя для неё не жалей.

Под небом, прозрачным и синим,

Земля - словно сон наяву.

В развитии русского почвенничества можно выделить два больших направления. Во-первых, это исследования в областях, связанных с родной землёй и родными традициями. Именно чувство родины даёт людям целостное видения сути окружающей действительности, отсюда же рождается и любовь к природе и ответственность человека за свои действия.

Огромное поле для деятельности открывается в области отражения реальной истории земли нашей родины. Столетиями в угоду религиозным и идеологическим доктринам многие факты замалчивались и искажались. Историю наших предков пытались представить и как несамостоятельную, и как примитивную. Восстановление справедливости в этой области ждёт своих пахарей, желательно без переборов в обратную сторону, без лишнего восхваления и преувеличения.

Немалую помощь может оказать в этом краеведение, которое также долгие годы было практически под запретом. Особенности и история конкретных малых местностей может многое рассказать как о нашей земле в целом, так и о её влиянии на судьбы народа, что здесь когда-то жил. Книга земли, испещрённая многими символами и знаками, ждёт ещё своих вдумчивых исследователей и читателей.

Широкое поле для деятельности открывается и для литераторов. Создание достойных художественных образов в системе координат русского почвенничества может быть весьма востребовано. Здесь хотелось бы видеть образцы для подражания, пусть хотя бы и на уровне мечты. Необходимы ориентиры - кто есть герои земли и от земли. Поэты и писатели востребованы как властители дум, как духовные провидцы, способные в художественных образах выразить заветные мысли о главном.

Другим важным направлением развития русского почвенничества могут стать изыскания в области общих вопросов биосферы Земли, неотъемлемой частью которой мы являемся. Это направление можно считать вкладом русского почвенничества в общепланетное поле знаний о Земле.

Человек всё в больших масштабах вмешивается в жизнь окружающего мира с неосознанными ещё пока последствиями как для природы, так и для самого человека. И здесь русский космизм как общий методологический подход имеет весьма серьёзный инструментарий. С одной стороны в нём в полной мере реализуется подход проектности, то есть активного участия человека в изменении окружающей действительности, а с другой стороны требование бережного и аккуратного отношения к природе.

Используя общий методологический подход глобального и целостного рассмотрения процессов, происходящих на планете, продолжая развитие идей В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере, В.Н. Сукачева о биогеоцеонологии, можно ожидать попыток построения общей теории нообиогеоцеонологии Земли. Есть все основания полагать, что только при таком целостном подходе появится возможность понять как механизмы зарождения жизни на земле, так и её высшей формы - жизни разумной.

Активная практическая деятельность в последние годы в области генетики многократно ускорила процессы генной эволюции с неизвестными пока следствиями как для биосферы в целом, так и для человека в частности. И в этой области требуется выработка методологии и общего видения процессов геносферы Земли как единой замкнутой системы.

Стоит также обратить внимание, что человек находится на вершине высокоорганизованной биосферы. При этом его деятельность приводит к активному уничтожение других высокоорганизованных видов. То есть нормальный закон распределения сложности катастрофически изменяется. Всё это также может привести к совершенно неосознанным пока людьми последствиям. Эти процессы требуют также создания адекватных моделей и теоретического обоснования.

На сегодняшний день вся планета освоена человеком, экстенсивный путь развития завершён. Нет уже новых земель, способных стать поставщиками сырья и потребителями промышленной продукции. У экстенсивной (сырьевой) модели экономики, базирующейся на невосполнимых ресурсах, также просматриваются общие пределы в самом ближайшем будущем. Так что становятся весьма востребованы наработки по построению замкнутых возобновляемых природно-производственных циклов с опорой на общий принцип "учиться у природы". Наши предки накопили в этом за столетия немалый опыт особенно в сельском хозяйстве, животноводстве. Методология и общие идейные подходы почвенничества могут весьма пригодиться в этом прикладном и весьма насущном уже сегодня деле.

Дальнейшее развитие русского почвенничества ждёт новых подвижников как в теории, так и в практике.

* * *

Авторским вкладом в это направление кроме обобщения самого понятия почвенничества как проявления русской философской мысли в его взаимосвязи с русским космизмом в целом, формулирования возможных путей его развития, можно считать отдельные книги "Сказание о Беловодье", "Русский народный круг", а также приводимую во второй части настоящей книги вполне самостоятельную работу "Священное краеведение", где формулируются теоретические основы краеведения.