Юрий Носков

РУССКИЙ КОСМИЗМ

ЧАСТЬ 1. ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ РУССКОГО КОСМИЗМА

ГЛАВА 1.2. ПОЧВЕННИЧЕСТВО

1.2.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

И снится нам не рокот космодрома,

Не эта ледяная синева,

А снится нам трава, трава у дома,

Зеленая, зеленая трава.

/песня группы "Земляне"/

Одним из направлений русского космизма и культуры в целом можно по праву считать русское почвенничество, соединяющее патриотизм с любовью к родной природе, с бережным отношением к народной традиции и непростой истории народа.

Русское почвенничество выступает неотъемлемой частью русского космизма, так как в нём окружающая природа рассматривается как единое целое, обладающее духовным началом, как космос одного с человеком порядка, в нём нет разделения на "человеческое" и "вне человеческое". В основе русского почвенничества лежит не антропоцентризм, а природоцентризм - как основа экологического сознания и психологической включенности человека в мир природы. Всё это весьма актуально сегодня для выработки стратегии поведения, необходимой для выживания человечества и сохранения жизни на планете. Русское почвенничество прокладывает путь, основанный на принципах коэволюции, коадаптации, вместо тотального переделывания природы.

Русское почвенничество не стоит путать с двумя другими направлениями русской общественной мысли.

Во-первых, это течение, представленное Ф.М. Достоевским и его последователями, ратовавшими за сближение образованного общества с простым народом ("почвой") на церковно-этической основе. Словари зачастую именно Ф.М. Достоевского и относят к почвенникам. При всем уважении к творчеству Фёдора Михайловича, необходимо констатировать, что его труды это не гимн природе, творческому труду, поиску достойных человека форм общественной жизни. Его произведения это во многом пособия для психиатров и криминалистов, которым нужно знать истоки болезней как душевных, так и социальных.

Другое течение, иногда ошибочно отождествляемое с почвенничеством, предстает в произведениях так называемых деревенщиков. Образ мыслей представителей этой группы наиболее точно передает рассказ Василия Шукшина "Космос, нервная система и шмат сала". Это идеология маленького человека, идеология "не высовывайся" и "что мы можем?". При этом нужно понимать, что таков образ мыслей большинства обывателей, особенно рельефно проявляющийся в мещанстве.

Русское почвенничество это другое. Это идеология живых и здоровых сил от земли, от природы, от чистых родников и ключей. Это взгляд на мир с позиции людей, занимающихся самой обыденной работой, большей частью живущих далеко от столиц. Но по подходу к делу, по способности обозревать всю планету это "не маленькие люди", а великаны c мест. Это гимн профессионализму и ответственности.

Истоки почвенничества лежат в глубине тысячелетий. Там берут начало идеи одухотворения всей окружающей природы, неразрывной связи человека с ней. Оттуда красота и здоровье людей, орнамент на одежде и в домашнем обиходе. Осязаемым проявлением почвенничества выступает традиция, создателем которой были разумные от народа. Народные праздники, обряды и нормы поведения несут в себе многовековую мудрость поколений.

В словосочетании «русское почвенничество» слово «русское» используется не в смысле этнической (национальной) принадлежности, а обозначает систему смыслов, ценностей и определённую духовность. С момента возникновения централизованного государства понятия Русь и Русская земля были синонимами. А сохранение всех, даже совсем небольших народов, с их самобытной культурой, умением жить в самых разных природных условиях, есть неотъемлемая черта русского почвенничества. Родство здесь возникает через землю, через отношение к ней как к родной матери.

С почвенничеством неразрывно связан и патриотизм. Сама этимология этого слова означает землячество с разным масштабом приложения – от малой родины, где родился и где могилы предков, до большой Родины (страны). Это понятие также всегда отождествляется с доминированием общественных интересов над личными или семейными. Именно почвенничество является основой и для Общего дела, общества как такового. Всё это наиболее ярко проявляется при нашествии врага, когда весь народ от мала до велика встаёт на защиту родной земли.