Юрий Носков

РУССКИЙ КОСМИЗМ

ЧАСТЬ 1. ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ РУССКОГО КОСМИЗМА

ГЛАВА 1.1 ОСНОВЫ РУССКОГО КОСМИЗМА

1.1.3 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОСНОВ РУССКОГО КОСМИЗМА

Стратегическим направлением развития основ русского космизма может стать использование многомерности в качестве основополагающего принципа. Такая концептуальная основа позволяет легко и непротиворечиво интегрировать все, уже имеющиеся элементы, она имеет гигантский потенциал для развития и, самое главное, для этого базового принципа имеются уже сейчас практические задачи самого глобального уровня. Для начала уточним суть самого понятия.

МНОГОМЕРНОСТЬ - ЭТО СИСТЕМА КООРДИНАТ.

Количество орт - две и больше. При использовании многомерности, необходимо учитывать, что орты должны быть ортогональны (то есть независимы друг от друга), а используемая система координат полной.

Многомерность нельзя путать с многообразием, которое соответствует не системе координат, а объектам. Многообразие как пропагандистский приём в соединении с монизмом скатывается к широко известному лозунгу "единства и многообразия", что на уровне космических аналогий соответствует одному Солнцу, а на политическом ведёт к так называемому космополитизму. Многомерность же это когда созвездие, то есть несколько Солнц. Человек, оперирующий многомерностью на космическом уровне, должен ответить себе на вопрос - в какое созвездие входит наша звезда по имени Солнце и как это созвездие выглядит со стороны.

Многомерность нельзя путать и с плюрализмом, то есть множественностью начал. Плюрализм как понятие соответствует не системе координат, а множественности источников. Использование плюрализма в одномерной широкоформатной системе координат приводит к хорошо известному эзотеризму, активно используемому в технологии управляемого хаоса. При этом каждый источник или микрогруппа может использовать свою особую систему координат, как правило также одномерную. Всё это обычно на уровне идеологии преподносится под маркой личной свободы и на более общем уровне является разновидностью того же принципа "единства и многообразия".

Отдельные элементы многомерности как системы координат известны. Во-первых, это математика, где данный вопрос рассмотрен строго логически. Какие-то зачатки использования многомерности можно найти в отдельных прикладных науках, но на общем мировоззренческом и, самое главное, организационном уровне наука остаётся в рамках одномерности, что на уровне космических аналогий проявляется в астрономической концепции первовзрыва и расширяющейся Вселенной. Примером многомерности мировоззрения в её простейшем (двумерном) виде при определённых условиях служит диалектика с её единством и борьбой противоположностей. Более существенным примером из социальной области могут служить политеистические (языческие) верования с их множественностью богов (высших смыслов).

Мышление в многомерной системе координат дело не простое и требует немалых усилий. В рамках образных сравнений космического уровня это можно представить так. Чтобы глобально рассматривать Землю как единое целое, например, в рамках взглядов Вернадского, необходимо развить первую космическую скорость и стать спутником Земли. Масштаб взглядов Чижевского существенно шире, это уже развитие второй космической скорости, которая позволяет стать спутником Солнца. Использование многомерности как способа мышления соответствует развитию третьей космической скорости, позволяющей преодолеть притяжение Земли и Солнца и выйти в открытый Космос.

Само по себе обладание большим объемом знаний и информации даже из различных областей не ведёт к многомерности. Очень точно суть рассматриваемого вопроса отражает одно из высказываний Монтеня: "Мозг хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный". К данному вопросу имеют отношение такие известные сейчас понятия как расширение сознания или просветление в буддизме. Но не только выход на уровень многомерности требует серьёзных усилий и интеллектуальной работы, но и поддержание его. Это как в спорте, если не тренироваться и не участвовать в соревнованиях, то форму можно быстро потерять.

Может возникнуть вопрос - а скольки мерная эта многомерность? Это зависит от конкретного человека, группы лиц или даже социальной общности. Для кого-то и два много, а для кого-то и двенадцать мало. Здесь стоит лишь обратить внимание на некоторое число 7 +/- 2, подмеченное психологами. Большинство людей могут одновременно удерживать внимание на таком количестве элементов, например, предложениях, состоящих из такого количества слов. Это количество мерностей и можно считать некоторым оптимальным. Конечно, наиболее продвинутые люди могут оперировать большим количеством мерностей, но нужно ещё и чтобы их поняли другие, хотя бы какой-то круг людей. Какое количество мер будет в той или иной многомерности зависит от области приложения или культуры, если речь идет о социальной системе.

Многомерность открывает и ещё одну возможность. В отличие от большинства философских построений, где поиск истины уподобляется подъёму на некоторую вершину с разными путями, ведущими к ней, в многомерном космизме восхождение отождествляется с ростом мировоззренческого поля, опирающегося на структурированный кластер. Это имеет отношение как для отдельного человека, так и определенной научной группы или даже всего общества. Здесь не имеет смысла кто выше, а кто ниже. Если есть талант и энергия, расти в объёме, вбирая в своё поле пространство смыслов и собирая в единое целое созданное предшественниками.

Любая целостная мировоззренческая система, то есть философия, разделяется на две части - на онтологию, то есть некое описание мироздания, и гносеологию, то есть совокупность методов познания мира.

В рамках онтологии философии разделяются в свою очередь на материалистические и идеалистические. Деление на онтологию и гносеологию для материализма наиболее явно выражено. Материализм монистичен, то есть в нем мир един, в нем нет какого-то того света, всё здесь.

Русский космизм, опирающийся на уровне основ на естественнонаучные представления о мире, однозначно отдаёт предпочтение материализму, то есть мировоззрению, признающему объективную реальность, существующую вне нашего сознания, он зарекомендовал себя как надёжная основа для построения устойчивой и проверенной практикой картины мира. Но человек постоянно сталкивается в своей жизни с проявлением того, что называют духовным, оно также требует своего осмысления и объективизации. Без этого картина мира оказывается неполной.

Ставший классическим материализм базируется на понятии бесконечно малой точки материального пространства. При таком подходе на уровне основ остаётся вне рассмотрения форма и структура материи. А именно они и несут в себе то, что далее будем называть духом, то есть особой пространственной сущностью.

Таким образом предлагается в рамках русского космизма, говоря о материи, всегда подразумевать некий объём, обладающий какой-то структурой. Использование многомерности как раз и позволяет это эффективно сделать. Можно привести наглядный пример, сопоставив мраморную глыбу и прекрасную статую, сделанную из того же мрамора. Насколько при одинаковом содержании отлична их форма (насколько различен их дух). Главное же при этом то, что дух (форма) может переходить от одного материального объекта к другому. Кроме того этот дух (форма) может существовать и в виде образов (идей) в головах людей, но не любых, а лишь тех, что потенциально могут реализоваться (проявиться на практике). Таким образом всё полностью остаётся в рамках монизма.

Рассматривая гносеологию (теорию познания), во-первых, необходимо обратить внимание на лежащую в её основе формальную логику, фундамент которой элементарные понятия и операции. Формальная логика полностью детерминирована, выверена и может быть таким образом общепризнанной. Она выполняет функции инструментальной (исполнительной) логики и служит в настоящее время, в первую очередь, основой функционирования вычислительной техники.

Однако далеко не все объекты и явления реальности можно описать исходя из элементарных понятий формальной логики. Поэтому существует ещё и логика неформальная. Она может опираться на три разных подхода - дедукцию, индукцию и подобие. Каждый из них порождает свой тип гносеологии.

На основе дедукции ещё Аристотелем была детально разработана метафизика. Она нашла широкое применение в иерархических классификациях. Метафизика гарантирует истинность выводов, если истинны исходные посылки. Это её главное достоинство уравновешивается и её главным недостатком - в ней нет механизма выявления ошибочных исходных посылок и методологии исправления этих ошибок. По этой причине брать метафизику за основу гносеологии русского космизма нецелесообразно, можно использовать в некоторых случаях лишь как вспомогательную.

Со времён Гераклита известна диалектика, реализующая индуктивный подход, то есть не сверху, а снизу, от частного к общему. Она избавлена от главного недостатка метафизики, но имеет свой - она не гарантирует полноты рассмотрения, в каком-то смысле вероятностна.

Согласно диалектики в рамках диалектического материализма любые изменения материального мира обусловлены не какой-то надмирной сущностью, а есть ничто иное как свойство самой материи. При этом в качестве причины динамики выделяется противоречие, разрешение которого и есть основа изменений. На более фундаментальном уровне философских обобщений это было сформулировано Гегелем в виде триады "тезис – антитезис – синтез", что является алгоритмом для формулирования диалектических выводов. Законы "единства и борьбы противоположностей", "перехода количества в качество" и "отрицания отрицания" дополняют и конкретизируют общую методологию.

Оценивая концептуально-мировоззренческое наследие советского периода, с доминированием диалектического материализма, можно однозначно констатировать, что Россия в это время достигла максимального потенциала за всю свою историю. Также стоит отметить, что к социальным экспериментам этого времени ни материализм, ни диалектика прямого отношения не имеют.

Если метафизика давно и самым основательным образом проработана, то диалектику есть куда развивать. Именно по этому пути и предполагалось поначалу пойти, ни в коем случае не отказываясь от показавшего свою эффективность наследия, лишь существенно расширив его. Важнейшим нововведением хотелось сделать диалектическое оперирование многомерностями.

Диалектика с точки зрения системы координат в лучшем случае двумерна. Можно конечно было пытаться использовать много диалектических пар, но необходимо было ещё что-то, позволявшее собирать всё вместе. В самой диалектике этого не находилось. Поэтому пришлось обратиться к помощи общей теории систем, выводя её наработки на уровень общих гносеологических обобщений.

При этом ни общий метод дедукции, ни общий метод индукции не очень подходили для целостной гносеологии. Пришлось обратиться к методу подобия, который хотя и был известен в формальной логике, но никогда ранее не претендовал на главенствующий в логике неформальной. Но именно метод подобия и может стать базовым для русского космизма с привлечением дедукции и индукции в качестве вспомогательных.

Как результат, несколько принципиально важных шагов привели к рождению принципиально новой неформальной (философской) логики, для которой пришлось ввести и новое название - системика. Она способна наиболее точно отразить общие мировоззренческие подходы - целостного и многомерного отражения окружающей действительности.

Понятие системы и её динамики займет центральное место в системике. А системный подход станет непременным требованием как для описания явлений реальности через создание абстрактных моделей, так и для оценок и выводов. Понятие «системы» используется здесь в классическом его определении как совокупности элементов, образующих определённую целостность (единство). При этом различают материальные и абстрактные системы. В общем случае системы частично замкнутые, а описание границ (граничные условия) служат способом их локализации в реальном пространстве или пространстве абстрактных смыслов. Системы могут развиваться или деградировать, находиться во временном равновесии или преображаться.

Многомерный системный подход позволит оперировать структурными свойствами объектов, что существенно расширяет возможности описания их свойств и динамики. Это на уровне самых фундаментальных физических обобщений открывает возможность для описания не только процессов хаотизации (роста энтропии), но и говорить о присущих природе прямо противоположных свойствах самоорганизации и самоусложнения без чего невозможно отразить законы жизни.

Понятийный аппарат играет очень важную роль для оформления и передачи знаний, поэтому и в философии система категорий занимает одно из центральных мест. В системики, использующей многомерную методологию, система категорий может быть введена наиболее непротиворечиво и наглядно - как оси системы смысловых координат. Категории должны позволить определять любые другие понятия.

А общий метод подобия, как основа системики, даёт возможность обобщить весь накопленный методологический опыт в рамках выверенных принципов и законов.

В результате русский космизм как одухотворённый системный материализм в многомерной системе координат превращается в структурированный широкоформатный здравосмыслизм. И ему становятся по силам самые сложные задачи и вызовы времени.

Практическое применение методологии русского космизма можно разделить на два направления. Во-первых, это общее представление о мире и месте человека в нём. Второе направление касается частных вопросов в различных областях знаний.

Применение многомерности на общемировоззренческом уровне в совокупности с монизмом приводит к выводу - вселенная возникла не от первовзрыва с дальнейшим расширением, а имеет гораздо более сложную структуру и динамику, этапы постижения которой ещё впереди. Этот весьма общий вывод имеет самое непосредственное отношение к организации мировой науки на верхнем уровне и, соответственно, особенностях представлений о мироздании в целом.

Чрезвычайно интересны результаты использования многомерности на социальном уровне и уровне межличностных отношений. Отсутствие в многомерности понятия "выше/ниже", замена его на "ближе/дальше", способно существенно сглаживать конфликтные потенциалы. Это может стать хорошей основой для гражданского общества на основе подходов, кардинально отличающихся от технологий управляемого хаоса. Сам многомерный подход "ближе/дальше", как методология, более точно определяет то, что сейчас описывается понятием эгрегоров в такой молодой науке как синергетика.

В качестве частного (прикладного) использования многомерности можно обратить внимание на давно назревшую необходимость в области компьютерной техники создания нефоннеймановского компьютера, одним из отличий которого может стать реальная многозадачность на уровне принципа действия. А в создании компьютеров на базе искусственного интеллекта без многомерности точно не обойтись. Широкие возможности применения многомерности имеются и в области компьютерных сетей и сложных систем управления, особенно требующих повышенной надёжности.

Развитие науки и техники наделило людей огромными возможностями и становится всё более опасным направлять эти ресурсы на военное противостояние, поэтому как никогда актуальны идеи Николая Фёдорова о переориентации промышленного и научного потенциала на исследование и освоение космоса, в том числе и дальнего. Это способно кардинально снизить опасность серьёзного военного конфликта. Но, чтобы это произошло на практике, сначала это должно произойти в головах людей, в первую очередь, принимающих глобальные решения. И многомерный подход здесь может сослужить очень хорошую службу.

Освоение солнечной системы человек ещё может осуществить в рамках существующего сейчас технологического уклада при его развитии, скорости и расстояния укладываются в человеческий масштаб, как по времени жизни, так и способности людей перенести тяготы полётов. Выход же в большой космос потребует кардинально других подходов. Они могут оказаться, например, такими как обозначены в строках Велемира Хлебникова:

Когда бы мыслью стала эта плоть,

О, как легко, наперекор судьбе,

Я мог бы расстоянье побороть

И в тот же миг перенестись к тебе!

Здесь обозначены лишь самые общие контуры стратегии развития основ философии русского космизма. Конечно же детальная проработка как теоретических основ, так и методов их применения на практике это поле деятельности для многих талантов. Только в этом случае русский космизм сможет стать основой и для науки, и для практической организации общественной жизни.

* * *

Главным авторским вкладом в развитие методологии русского космизма можно считать обобщение уже имеющихся наработок и формулирование возможного стратегического пути движения вперёд.

Кроме этого во второй части настоящей книги приводится вполне самостоятельная работа «Космический навигатор», которую уже можно использовать как удобный компасом для ориентации в безбрежном океане информации и смыслов.

Другие книги пятикнижия «Свет русской цивилизации» также в той или иной степени задействуют методологию русского космизма.

Книга «Русский народный круг» демонстрирует проявление многомерности в уходящей в глубь веков русской культуре и традиции.

В книге «Преображение Государства Российского» показано как многомерный подход может быть использован для выстраивания эффективной системы управления страной.

А в книге «Сказание о Беловодье» то же самое продемонстрировано применительно к налаживанию отношений между народами нашей региональной цивилизации.

Книга «Введение в Космическую эру» показывает применение многомерности на уровне мировой политики равноправного сосуществования нескольких региональных цивилизаций. Эта концепция стала уже широко известна в мире и находит всё больше поклонников.