Юрий Носков

РУССКИЙ КОСМИЗМ

ВВЕДЕНИЕ

Русь, Русь, что пророчит сей необъятный

простор? Наш простор служит переходом к

простору небесного пространства, этого

нового поприща для великого подвига.

/Н.Ф. Фёдоров/

Настоящий трактат посвящён русскому космизму как самостоятельному целостному философскому направлению.

В русском народном миропонимании издревле существовали свои сокровенные слова для обозначения всего круга небесных и земных явлений, которые впоследствии были объединены под заимствованным из греческого языка понятием "космос". Нашими родными синонимами всеобъемлющей категории "космоса" выступают несколько взаимодополняющих понятий - "лад", "мир" и "свет".

Именно "лад" и есть исконно русское понятие космоса, как единства порядка и любви. Но "лад" в понимании наших предков означал также и "красоту" (отсюда: "ладный" - "красивый", "милый", "любимый"). И в музыке "лад" нашёл своё отражение как мера гармонии. А когда нам что-то нравится и мы желаем выразить кому-то уважение, то хлопаем в ладошки. И здесь наш "лад" отметился.

Также объёмно и многогранно другое русское слово – "мир". Это и глобальная арена бытия - окружающий мир. Это и мир как человеческое сообщество (община). А также мир как антипод войны.

Не менее интересно применительно к обозначенной теме слово "свет". Означает оно не только понятие, противоположное тьме, но также и общество, и что-то хорошее, доброе. Применяется и в значении всего обозримого пространства - весь белый свет. Стоит также отметить, что слово "русский" этимологически означает "светлый", так что название трактата вполне отражает характерную его направленность как светлого, жизнеутверждающего космизма-лада.

Используя понятие "русский космизм", необходимо определиться и с тем, что есть и ещё какие-то другие космизмы. В мире имеется ряд глобальных регионов, которые не только имеют свои характерные климатические и ландшафтные особенности, но и породили согласованные с ними культуры, способы хозяйствования и общежития людей. Такие территориально-культурные ареалы называются цивилизациями. Они, с одной стороны, являются как бы проекциями единого космоса на землю, а, с другой стороны, в них сформировалось собственное видение и понимание самого космоса. Россия также входит в один из таких ареалов, занимая большую его часть. Поэтому русский космизм, в отличие от противоположного ему по подходам безродного (культурно обезличенного, искусственного) космополитизма, это максимально широкий взгляд на мир, но взгляд этот через призму вековых традиций и особенностей мировосприятия русского народа. При этом нужно конечно понимать, что подходы, методы и результаты, изложенные здесь, могут быть применимы и к другим культурно-мировоззренческим пространствам с учётом их особенностей и традиций, то есть для них также может существовать свой светлый космизм со своими основоположниками, достижениями и перспективами, но в их системе координат смыслов и понятий.

Необходимо также обозначить место русского космизма как философского направления в целом в русском мировоззренческом поле. Планомерная и целенаправленная работа по обобщению смыслового наследия позволяет говорить о том, что за всю обозримую историю русский мир сформировал три больших самостоятельных философских направления: православный софизм (название может быть и каким-то другим), русский коммунизм и русский космизм.

Начало православного софизма можно отсчитывать от первого художественного письменного произведения на русском языке “О законе и благодати” Иллариона. Это направление имеет множество представителей. Здесь можно лишь назвать такие фамилии как Владимир Соловьёв, Николай Бердяев, Павел Флоренский, в первую очередь потому, что иногда их ошибочно также относят к космистам. Основой этого направления мысли является дуализм, то есть представление всего окружающего человека мира в виде двух резервуаров - мира, в котором мы живем, и того света, где обитает вроде как их придуманный бог, с которым и связана духовность. Держится эта мировоззренческая конструкция не сколько на адекватности описания действительности, сколько на кормящемся от этой схемы целого сословия служителей церкви.

Русский коммунизм как философское направление хорошо описан в советское время, а отсчёт его письменной истории можно, пожалуй, вести от Радищева, имеет он и гораздо более глубокие корни, в том числе и в православной традиции. Отличительной особенностью данного направления мысли является монизм, то есть весь окружающий человека мир представляется в виде одного резервуара, причем материального. Духовность как таковая была вычеркнута из мироописания, лишь частично подменяясь понятием энергии.

Русский космизм как понятие появился в 70-е годы 20 века, в это время космическая тематика витала в воздухе, главными героями были космонавты и создатели космической техники. Возник он как обобщение определенных взглядов и идей многих мыслителей, так что не имеет какого-то одного основоположника, что бесспорно является одним из достоинств этого мировоззрения, допуская широкий охват наработок в рамках общего направления и базовых принципов. Основой русского космизма также является монизм, то есть представление окружающего мира в виде единого резервуара. Однако здесь не отрицается дух как таковой, присущий как людям, так и окружающей природе. Такой взгляд на мир имеет глубокие корни в нашей родной традиции, уходящие в глубь тысячелетий.

Русский космизм как философское, мировоззренческое, прикладное явление с момента своего возникновения в оформленном виде стал одним из знаковых явлений русской мысли и культуры, которое по праву можно считать визитной карточкой нашего народа на мировой арене смыслов и достижений. Однако, проявив себя на самом высоком метафизическом уровне, он так и не оформился пока в полноценное признанное философское направление. И этому есть причины. Во-первых, имея мощнейшие составные части, блестящие практические результаты, космизм до сих пор не сформировал собственного системного начала, которое бы с одной стороны скрепляло в единое целое имеющиеся уже элементы, отличало его от других философских направлений и имело мощный потенциал для развития. Во-вторых, в нём отсутствует на сегодня необходимые для полноценного мировоззрения составные части, отвечающие на важнейшие вопросы - где те основы, то ядро, тот зародыш, вокруг которого выстраивается общая картина бытия, что есть сам человек, что есть человеческое общество и каково его желаемое устройство, необходимы и маршрутные ориентиры для организации практической экономической деятельности людей. На все эти вопросы и попытаемся ответить здесь в рамках выбранной системы координат, опираясь на опыт предшественников.

Настоящая книга разделена на две части. В первой части обобщаются базовые положения, отражается вклад представителей космизма, формулируются возможные пути развития различных направлений космизма. Вторая часть представляет собой сборник отдельных, вполне самостоятельных авторских работ в рамках общей мировоззренческой концепции русского космизма.

И первая и вторая части книги разделены на пять глав с единой концептуальной основой - отдельные люди (человекокосмизм), объединенные социальными отношениями (социокосмизм), живут и работают (хозяйствокосмизм) на родной земле (почвенничество) под безбрежным небом (космизм как общий взгляд на мир).

В первой главе, посвященной космизму как мировоззрению в целом, рассматривается история его возникновения, вклад отдельных представителей. Формулируется принцип многомерности как возможный стратегический путь дальнейшего совершенствования методологии космизма. Здесь нет отказа от логики, диалектики и материализма, а есть их развитие в сторону гармонии, многоаспектности и одухотворения всей природы.

Во второй главе рассматривается ещё одно направление русской мысли и культуры - русское почвенничество, соединяющее патриотизм с любовью к родной природе, с бережным отношением к народной традиции и непростой истории народа. Это базовый природный космос, частью которого является человек.

В третьей главе рассматривается человекокосмизм, то есть осознание людьми самих себя. Здесь человек предстаёт не как игрушка сил природы, а как активный соучастник и сотворец, через которого мироздание постигает и развивает себя. При таком подходе изучение и творческое развитие человека вполне может совмещать как широкоформатные научные подходы, так и методы, выработанные в народной традиции за тысячелетия.

Четвертая глава посвящена вопросам проявления русского космизма в социальной области. Основой здесь выступает общее представление об устойчивой социальной системе в виде динамической социальной галактики в противовес широко известной системе пирамиды, как технологии статично-подавляющего типа, ведётся поиск практических технологий социального макроуправления методами, направленными на общее благо.

Пятая глава посвящена политэкономии русского космизма, основой которой являются идеи экологического и социального баланса деятельности человека в целом, принципы разумного баланса необходимости и достаточности экономической деятельности. Здесь учитываются лучшие традиции хозяйствования, с возможностью дальнейшего их развития. А одной из важнейших теоретических целей ставится задача методологического разделения политэкономии, всегда зависящей от человеческих предпочтений, от собственно экономики, которую можно попытаться сделать точной наукой.

В приложениях собраны отдельные авторские работы в рамках русского космизма, они могут рассматриваться как вполне самостоятельные статьи. Заключительное приложение знакомит с библиографией по русскому космизму: работы представителей философского направления, книги о них самих, работы исследователей, в том числе и научные диссертации. Непосредственно в тексте книги нет ссылок на литературу, как это принято в научной литературе, так как материал излагается через глубокое переосмысление в целостном и максимально компактном виде.

Наибольшего внимания в первой части книги заслуживают параграфы, посвященные стратегии развития космизма, которые имеются в каждой из пяти глав. При их проработке максимально учитывался весь предшествующий опыт и идеи космистов, здесь же обозначены новые собственные наработки. Текст их написан таким образом, что каждый абзац при желании может быть развёрнут до большой статьи, а та, в свою очередь, до монографии.

Тема философии русского космизма чрезвычайно актуальна в настоящее время. Советский Союз был очень идеологизированным государством на основе русского коммунизма, который к концу 20 века остановился в своём развитии. Отказ на государственном уровне от этого весьма мощного мировоззрения привёл к образованию смыслового вакуума. Попытки заполнить его потребительством, религиозной риторикой в век всеобщего образования и интернет заведомо обречены на провал. Использовать же для организации жизни огромной страны можно лишь свои, глубоко укоренённые в веках и традиции системы смыслов. Поэтому у философии русского космизма с его гигантским потенциалом вполне реальные перспективы стать основой смысловой навигации России, устремлённой в Будущее.

Настоящая книга авторский вклад в это непростое дело и это всего лишь текущая её рабочая версия. Первая часть в целом завершена, в дальнейшем будут лишь вноситься уточнения и дополнения, совершенствоваться сам текст, в том числе и с учётом замечаний читателей. Основную же работу в будущем планируется сосредоточить на прикладных работах второй части книги и приложений.