Юрий Носков

РУССКИЙ КОСМИЗМ

Приложение 1

АКТУАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ

1. ВОСХОДЯЩИЕ ПОТОКИ БЫТИЯ

Современная наука достигла огромных успехов в описании и использовании материального мира. Ученые и инженеры научились задействовать для своих нужд различные виды энергии, легко и просто оперируют с материалами. Однако, в оценке общих процессов мироздания всё пока укладывается в законы термодинамики, с их безрадостными выводами увеличения энтропии - констатации разложения и хаотизации как конечного результата всех явлений.

С другой стороны давно подмечено и уже накоплено немало сведений о природных явлениях прямо противоположных хаотизации, то есть процессах соединения и усложнения. Будем в дальнейшем эти процессы называть восходящими потоками структуризации или восходящими потоками одухотворённого бытия, понимая здесь под духом информационную составляющую материи. В данном случае речь идёт не о потоках энергии, а о таких изменениях материи, когда образуются структуры, обладающие свойствами, которых нет у составляющих эти структуры компонентов.

Отсутствие в науке в настоящее время общего адекватного отражения процессов структуризации и консолидации связано во многом с тем, что описанием этих явлений с древнейших времён ведала мифология, в том числе и в догматизированной религиозной её форме. При этом функция творения окружающего мира субъективизировалась, как правило, в виде различных богов. Причём во многих мифологических системах они наделялись не только созидательными функциями, но и разрушительными.

Доминирование на протяжении столетий дуалистического монотеизма, доктрина которого описывает окружающий мир как результат творческой деятельности одного бога, создавшего всё из ничего и направляющего все происходящие процессы, вообще на длительное время заблокировало даже постановку обозначенного вопроса. Широкое распространение она получила как элемент жреческой технологии социального управления, для хозяев которой сокрытие смыслов бытия от людей есть технологическая потребность.

В философии доминирующий монотеизм оформился в виде метафизики. Науке при этом разрешалось изучать лишь результаты, а поиск причин и понимание процесса творения оказались не только выведен из рассмотрения, но было запрещено даже поднимать этот вопрос.

Диалектический материализм перенёс причины развития непосредственно в природу, разблокировав тем самым теоретические изыскания в этом направлении. Индуктивный принцип «тезис-антитезис-синтез» и дедуктивное обобщение закона перехода количества в качество оформили это на уровне общих рассуждений, но всё это мало способствовало поиску конкретных закономерностей. Тем не менее какие-то робкие попытки построения теоретических моделей усложнения и структуризации в науке предпринимались.

Систематика, как более совершенный чем диалектика инструмент смысловой навигации, реализующая концепцию одухотворённого (информационно определённого структурно) материализма, как нельзя лучше подходит для решения поставленной сложной задачи.

Онтология русского космизма базируется на монизме, то есть рассмотрении мироздания как единого пространства. При этом именно описание самоорганизации сложных систем снимают проблему энтропии.

Чтобы получить стройную теорию обозначенных выше явлений наметим ряд этапов целенаправленной работы.

На первом шаге сформулируем в самом общем виде основную закономерность и её связь с хорошо изученными процессами. Это может выглядеть в следующем виде:

ПРОЦЕССЫ ХАОТИЗАЦИИ В ПРИРОДЕ СБАЛАНСИРОВАНЫ АДЕКВАТНЫМИ ПРОЦЕССАМИ СТРУКТУРИЗАЦИИ.

Явления хаотизации в физике описываются через логарифмическую зависимость для энтропии. Обратные процессы будем искать в виде, отражающем динамику структурирования материи, также в логарифмическом виде.

На втором шаге необходимо будет обобщить имеющиеся наработки из различных областей знаний в русле очерченной темы. Здесь можно будет найти ценные подсказки.

Во-первых, обратим внимание на историю науки, то есть осознания людьми окружающей действительности. Это, наиболее наглядный пример восходящих потоков духа. Процессы усложнения и структуризации здесь в основе своей информационные, но весьма материальные по последствиям. В.И. Вернадский в своей статье о ноосфере отметил: «Мысль не является формой энергии. Как же может она изменить материальные процессы?» Вопрос этот пока не имеет ответа, при этом всем очевидно, что мысль меняет материальную действительность и чем дальше, тем больше.

Далее отметим работы Шеннона по теории передачи информации. В этой области шумы и полезный сигнал чем-то подобны хаотизированной и структурированной материи. Шеннон ввёл понятие количества информации также в виде энтропии, но с обратным знаком. Конечно же информация в каналах связи не есть форма распределённой материи, но логика рассуждений явно заслуживает внимания, так как позволяет видеть подобие процессов.

Какие-то наработки имеются в такой молодой науке как синергетика (дословно «совместное действие»), вряд ли эта наука станет самостоятельной, внеся при этом свежую струю в общую теорию систем, каковую и будем использовать.

В космологии также наработаны определённые гипотезы и модели образования звёздно-планетных систем и галактик из пылевых облаков, что также может быть полезно.

Наиболее известный пример процессов, противоположных хаотизации, демонстрирует живая природа во всём многообразии её проявлений. Разум же можно считать её вершиной. На этом уровне процессы усложнения приобретают не только целенаправленность, но и частично становятся осмысленными. Применительно к сфере высшей нервной деятельности в науке даже появился специальный термин - цефализация (усложнение мозга, его деятельности). Однако, в целом пока все явления живой материи обобщаются теорией эволюции, опирающейся на принцип естественного отбора, который способен объяснить изменчивость и адаптивность, но не целенаправленность эволюции.

Мифология, как форма образного эпического отражения окружающего мира, не скованная религиозными догмами, демонстрирует очень интересное представление восходящих потоков структуризации, предлагая по сути символический вариант решения поставленной задачи. В мировоззренческих системах многих народов с глубокой древности существует образ Мирового древа. В русской мифологии это отразилось в виде Древа жизни, корни которого растут из чрева Матери Земли, а крона восходит к Отцу Небо, что отражает созидающие силы любви между мужским и женским началами. Наиболее же полная картина восходящих потоков, творящих разнообразие мира, возникает в русском язычестве через пантеон богов и богинь. Боги здесь символизируют разные сферы как одухотворённых природных, так и социальных явлений (обожествление природы), мир при этом никто не создавал из ничего, он существует всегда, постоянно преображаясь. Нужно иметь также в виду, что далеко не любое многобожие будет полезно при решении поставленной задачи, а только то, где боги несут смыслы созидающего начала как в русском политеизме, здесь само слово «бог» синоним слову «благо». Разрушительные процессы хаотизации возникают по инерции в случае отсутствия созидания, точно также как чёрный это не цвет, а отсутствие света.

Третий этап решения поставленной задачи самый сложный. Необходимо будет определиться с базовыми понятиями, сформулировать хотя бы в виде гипотез основные закономерности, а затем свести их в единую теорию.

Сначала в режиме мозгового штурма набросаем ряд идей, которые постепенно можно будет довести до гипотез, а их, в свою очередь, до законов.

Процессы структуризации будем рассматривать применительно к обособленным системам, то есть таким, у которых явно можно выделить границу, элементы которых не разлетаются даже при отсутствии непосредственных связей между ними. Системы квазизамкнуты, то есть имеется определённый обмен материи через границу и взаимодействие с другими системами, но динамика системы определяется, в первую очередь, самой системой и её элементами, а не внешними воздействиями.

Закономерности будем искать в общем изоморфном виде, абстрагируясь от конкретных физических законов, но они должны отражать структурные и динамические зависимости из области прикладных наук, так чтобы результаты в дальнейшем можно было легко спроецировать на реальные физические системы.

Для определённости предположим, что предстоит выявить четыре закона структуризации.

Первый закон может касаться достаточности количества и разнообразия исходных элементов для начала процесса самоорганизации, примерно также как для начала ядерной реакции необходима критическая масса.

Возможно, что один из законов отразит возникновение колебаний в системе, как важный элемент синхронизации дальнейшей структуризации.

Общий системный подход, то есть поиск решения через описание системы и её преображение, позволяет выявить закономерности, ранее выпадавшие из поля зрения. Например, в теории эволюции живой материи стоило бы обратить внимание на то, что пространство, занятое биосферой Земли представляет собой квазизамкнутый резонатор, учёт влияния которого может подсказать причины целенаправленности эволюции.

Не исключено, что для формализации поставленной задачи существующих разделов математики будет не достаточно и придётся разрабатывать что-то оригинальное, например, квантовую геометрию.

Кроме чисто математического подхода к описанию процессов творения и структуризации, хорошо отработанного в науке, можно использовать и образно-логический (мифологический) метод, предварительно формализовав его в рамках аналитики. Таким образом будут задействованы оба полушария мозга. Непростая задача требует и неординарных подходов для её решения.

На четвёртом заключительном этапе предстоит свести выявленные закономерности в единую систему уравнений, интегральные результаты решения которой должны будут соответствовать обобщённому выражению, описывающему процессы структуризации материи, о котором говорилось на первом шаге плана создания теории.

Здесь сформулированы лишь общие идеи, то есть пока лишь постановка задачи. По мере проработки темы текст будет уточняться и дополняться. Важно, что обозначенные явления реально существуют, а значит можно создать их разумную модель. И общими усилиями мы это обязательно сделаем.

* * *

В целом можно констатировать, что рассматриваемые явления созидания и усложнения (восходящие потоки бытия) давно людьми подмечены, сформулировано положительное отношение к ним, вплоть до божественного поклонения.

Стоит также обратить внимание на самое главное, как для отдельного человека, так и человеческого сообщества в целом очень важно научиться так соотносить себя с этими восходящими потоками духа, заняв верную позицию и расставив паруса смысла, чтобы наполниться ими и открыть благодатные возможности для творчества, здоровья, успехов в деловой и житейской сферах.

Особый же почёт тем людям духа, кто способен не только подпитываться от восходящих потоков, но и становились активными и сознательными соработниками этих удивительных явлений природы.